Share

А

А

Абак — (греч. Abax — доска) — верхняя плита капители. В классических архитектурных ордерах абак обычно имеет квадратные очертания с прямыми (в дорическом и ионическом ордерах) или вогнутыми (в коринфском ордере) краями.

Абразивы — вещества, обладающие высокой твердостью (алмаз, корунд, наждак, карбид кремния и др.). Абразивы используются для механической обработки (шлифования, полировки) поверхностей различных материалов. Абразивы имеют разную твердость, форму, размеры зерен и абразивную способность.

Абразивный инструмент — инструмент, изготовленный из абразивных материалов. Абразивный инструмент выпускается в виде шлифовальных кругов, брусков, лент и т. д.

Авторский надзор — контроль со стороны авторов проекта за соответствием строящегося объекта проектно-сметной документации. Авторский надзор осуществляется на протяжении всего периода строительства и приемки объекта.

Аглопорит — искусственный пористый заполнитель для легких бетонов — продукт дробления шихты, изготовленной методом агломерации (спекания) из глинистых пород или глиносодержащих отходов добывающей промышленности. Алгопорит применяется для производства аглопоритобетона.
Аглопоритобетон — разновидность лёгкого бетона, заполнителем для которого является аглопорит; применяется преимущественно для изготовления наружных ограждающих конструкций.

Агора — (гр. agora) — 1) народное собрание у древних греков, а также площадь, где оно происходило; 2) центр сосредоточения общественной жизни греческого античного города с торговыми зданиями, храмами (архаический период), позже — общегородской центр; в эпоху эллинизма — две и более взаимосвязанные площади, застроенные зданиями для собраний, зрелищными и спортивными сооружениями, торговыми рядами и др.

Адгезия — способность сцепления двух разнородных тел на молекулярном уровне.

Азерит — искусственный заполнитель для легких бетонов. Представляет собой шарообразные стекловидные пористые частицы диаметром 5 — 40 мм. Азерит применяется также в качестве теплоизоляционной засыпки.

Айван (перс.) – 1. Открытое сводчатое пространство фасада, обращенное во двор или на площадь.
2. Сводчатый зал, открытый со стороны внутреннего двора. Характерный элемент иранской архитектуры со времен династии Сельджукидов.

Академизм — (фр. academisme) в архитектуре — направление, основанное на следовании внешним формам классического зодчества; термин употребляется и более широко — любая канонизация художественных идеалов и принципов архитектуры прошлого.

Акант, аканф (греч.) — декоративная форма, восходящая к рисунку листьев травянистого растения акант; этот мотив, возникший в античном искусстве, лежит в основе орнамента или предопределяет конфигурацию коринфских и композитных капителей, модульонов, акротериев; акантовый орнамент характерен также для декора фризов и карнизов.

Акархит — облицовочные плиты, изготавливаемые из мраморных и гранитных отходов, щебня на растворе с обкладкой мраморными пластинами; используют для настилки полов и облицовки стен общественных зданий в качестве декоративного материала; предложены лабораторией отделочных работ бывшей Академии архитектуры и названы по сочетанию букв «Академия» и «Архитектура».

Акведук (лат. Aquaeductus, от aqua – вода и duco – веду) – водовод (канал, труба) для подачи воды к населенным пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников. Акведуком называют также часть водовода в виде арочного моста над оврагом, рекой, дорогой, в котором стенки и днище лотка или трубы являются несущими пролетными конструкциями.

Акрополь (гр. akropolis от akros -верхний + polis- город) — укреплённая часть древнегреческого города, расположенная обычно на холме (крито-микенская культура, архаика Греции). Всемирно известен памятник классической архитектуры Древней Греции — Афинский акрополь, который был воссоздан на месте города-государства (полиса) Афины (V в. до н.э.).

Акротерий (греч. akrwthrion) — скульптурное украшение (статуя, пальметта и др.), помещаемое над углами фронтона (или над тимпаном портала, закомары, и т.д.)

Аксонометрическая проекция — условное изображение трёхмерности (объёма) здания либо его фрагмента или конструктивного узла на плоскости чертежа без перспективных искажений.

Акт приемки скрытых работ — официальный документ, составляемый после приемки представителями заказчика, подрядчика и авторского надзора выполненных работ, скрываемых последующими работами. Составление такого документа дает право на производство последующих работ.

Акустика — (от гр. akustikos — слуховой) архитектурная — раздел акустики, изучающий звуковые процессы в помещениях (жилых, общественных, производственных), свойства ограждающих конструкций (стен, перекрытий), методы улучшения звукоизоляционных и звукопоглощающих качеств помещений различного назначения, способы использования специальных акустических материалов. Акустика включает также разработку мер планировочного характера по снижению шума в жилых домах, расположенных вблизи транспортных магистралей, защиту от шума промышленного производства и др.

Акустическая штукатурка — штукатурка, которая изготавливается из различных вяжущих и легких заполнителей (керамзит, пемза и т.п.). Акустическая штукатурка применяется в отделочных работах для увеличения звукопоглощения ограждающих конструкций.

Акустические материалы — материалы, применяемые для защиты от шума в конструкциях зданий различного назначения. Акустические материалы подразделяются на звукопоглощающие и звукоизоляционные. Акустические материалы изготавливаются в виде матов, плит, блоков, ваты или сыпучих веществ (керамзит, вспученный перлит).

Алебастр — продукт обжига природного гипса при температуре 120 — 170 град. С. В строительстве алебастр применяют в виде порошка тонкого помола.

Алтарь (лат. – altaria, от altus – высокий) – жертвенник, а также важнейшая часть христианского храма. Первоначально – место для жертвоприношений на открытом воздухе. В древней Греции и Риме – отдельные сооружения, украшенные мрамором и рельефами. В христианских храмах алтарем называют стол («престол»), на котором совершалось священное таинство, в католических так называются также декоративные стенки, украшенные живописью и скульптурой. С VIII в. появились переносные алтари-складни с живописью на створках. В обиходе алтарем называют также всю восточную часть храма, отделенную алтарной преградой, а в православных храмах (с XIV-XV вв.) – иконостасом.

Алупласт — профиль для легких перегородок, состоящий из алюминия и пластика.

Альбедо — характеристика отражательных свойств наружных поверхностей зданий и сооружений. Альбедо учитывается при расчете теплопоступления от солнечной радиации внутрь зданий и сооружений.

Альков — (фр. alcove) — углубление, ниша в стене, обычно служащая спальней.

Ампир — (от фр. empire — империя) — архитектурный стиль позднего классицизма 1-й четв. XIX в., завершивший эволюцию французского классицизма; как и классицизм, Ампир ориентировался на архитектурно-художественное наследие античности Греции и Рима (портики, арки, ордера, в основном тосканский и дорический). Однако стройные и ясные формы, характерные для предшествующего периода, сменились в Ампире массивными геометрическими объёмами сооружений, монументальностью и парадностью (Триумфальная арка на бывшей пл. Звезды в Париже (ныне пл. де Голля), 1806-1837 гг., арх. Ж.-Ф. Шальгрен; церковь Ла Мадлен в Париже, 1807-1842 гг., арх. П. Виньон), повторением древнеримских образцов (арка на пл. Каррузель в Париже, 1806 г., аналог античной арки Септимия Севера в Риме, арх. Ш. Персье и П.Ф.Л. Фонтен), стремлением к помпезности в архитектурных деталях (воинские доспехи, орлы, знамёна, лавровые венки и т.п.). Новое направление в архитектуре, прославлявшее наполеоновскую империю, наряду с использованием типов и форм античности, впитало и черты древнеегипетской стилистики (египетские сфинксы, резной египетский орнамент). Зародившись во Франции, Ампир получил распространение в других европейских странах. В России он стал выразителем огромного подъёма национального самосознания и патриотизма в результате победоносного завершения Отечественной войны 1812 г. Идеи независимости и величия русского государства проявились в создании крупных ансамблей Петербурга, таких, как, например, ансамбль Александрийского театра (ныне Российский академический театр драмы им. А.С. Пушкина) с пл. Островского и ул. Зодчего Росси (1816-1834 гг.), ансамбль Дворцовой пл. со зданиями и аркой бывшего Главного штаба (1819-1829 гг.) (арх. К.И. Росси). Особенности русского Ампира ярко проявились в архитектуре богатых городских усадеб, где использовался широкий арсенал декоративных средств (лепные эмблемы, многофигурные фризы, гризайль и др.); среди многих строений этого типа может быть назван дом Лопухина — Станицкой в Москве (ныне музей Л.Н. Толстого), сооружённый арх. А.Г. Григорьевым в 1817-1822 гг.

Амфипростиль (греч. amfiprostulos, от amfi — с обеих сторон, и prostulos — имеющий колонны с передней стороны) — тип древнегреческого храма, прямоугольного в плане и имеющего колонные портики на торцовых фасадах; продольные стены амфипростиля сооружались из гладких каменных блоков и не имели декора.

Амфитеатр (от греч. amfiqeatron) – 1. Древнеримское монументальное здание для зрелищ (боев гладиаторов, травли диких зверей, театрализованных представлений). Амфитеатры представляли собой грандиозные эллипсовидные в плане сооружения без крыши, с ареной посередине, окруженные местами для зрителей повышающимися уступами (как бы соединение двух подковообразных в плане греческих театров). Места для зрителей поддерживались сложной системой столбов и арок, между которыми были расположены сводчатые галереи, служившие фойе, и лестницы. Крупнейший амфитеатр – Колизей в Риме. 2. Места для зрителей в закрытых помещениях, расположенные дугообразными незамкнутыми ярусами (в театрах, кинотеатрах, аудиториях) или вокруг круглой арены (в цирке).

Ангидрит — сульфат кальция. В природе ангидрит – минерал или осадочная горная порода, в основном состоящая из этого минерала. Растворимый, нерастворимый и высокотемпературный ангидриты являются компонентами гипсовых и ангидритовых вяжущих веществ (ангидритовый цемент, отделочный ангидритовый цемент, высокообжиговый гипс). Ангидрит используется в качестве поделочного камня.

Ангоб — тонкий слой глины, покрывающий поверхность керамического изделия в целях улучшения его внешнего вида. Ангоб имел широкое распространение в античном керамическом производстве. На Руси гончары называли покрытие ангобом «побела».

Андезит — вулканическая горная порода, состоящая в основном из плагиоклаза и одного или нескольких цветных минералов. Андезит применяется для изготовления кислотоупорных материалов.

Анкер — крепежная деталь, предназначенная для соединения различных строительных изделий и конструкций, а также крепления оборудования. Термин анкер применяется также в смысле «промежуточеная деталь» (анкерная связь, анкерная плита).

Ансамбль (франц. Ensemble – совокупность, стройное целое) — группа построек, объединенная художественно, функционально или исторически, которая также может включать элементы природного ландшафта. Постоение ансамбля может подчиняться художественным принципам, свойственным периоду его возникновения, быть определено взглядами архитекторов или заказчиков, а также историей его возникновения.

Антаблемент (франц. Entablement, от table – стол, доска) — верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, — составной элемент классического архитектурного ордера. Антаблемент членится на несущую часть — архитрав, на опирающийся на него фриз и венчающую часть — карниз. Встречается неполный антаблемент (без фриза). Антаблемент возник на основе деревянного балочного перекрытия и в своих формах отражает его структуру.

Антефикс (лат. Antefix, от ante — спереди и fixus — прикрепленный) — украшение из мрамора или терракоты (в виде пальметты или щита с рельефом). Обычно помещалось по краям кровли вдоль продольной стороны античного храма.

Антипирены — вещества, предохраняющие древесину и другие материалы органического происхождения от воспламенения и самостоятельного горения. Антипирены содержат замедлители горения (фосфаты аммония, бура, хлористый аммоний), сипергисты (вещества, усиливающие действие основного замедлителя) и стабилизаторы, ограничивающие расход замедлителя.

Античная архитектура — (лат. antiquus — древний) — общее наименование древнегреческого и древнеримского зодчества (VII в. до н.э.- V-VIII. н.э.), развившегося в условиях рабовладельческой социально-экономической формации. В архитектуре античной Греции (архаика, классический период, эллинизм) последовательно развилось единство всех слагаемых классической архитектуры — утилитарной целесообразности, прочности и выразительности художественного образа; к её основным достижениям относятся: осмысление ордерной системы, органично сочетавшей строительную конструкцию и архитектурную пластику, синтез архитектуры и скульптуры, формирование высокохудожественных ансамблей, разработка многочисленных типов общественных зданий, установление новых принципов регулярной планировки городов с прямоугольной сетью улиц (так называемая «гипподамова система»), глубокое понимание природы и высокое искусство слияния её с архитектурой. Значительные достижения римской Античной архитектуры связаны с дальнейшим развитием ордерных систем, строительной техники, в том числе бетонной, что способствовало строительству крупных инженерных сооружений, бетонному сводостроению, формированию многочисленных монументальных типов сооружений (мосты, акведуки, амфитеатры, термы и др.). Римские зодчие разработали и широко использовали синтез ордерно-арочных конструкций. В городах римской античности сложился отличный от Греции тип общегородского центра — форум, В целом Античная архитектура оказала огромное влияние на последующее развитие мирового зодчества, её богатое наследие вызывает немеркнущий интерес до настоящего времени.

Античные лаки — разновидность ангобов. При обжиге изделия в окислительной среде отстой белой глины позволяет получить белый цвет, при наличии в глине окислов железа – красный. При восстановительном обжиге оба состава дают черный цвет. Античные лаки используются для вазовой живописи. В античном мире античные лаки широко применялись для росписи и сплошного покрытия керамических изделий.

Антресоль — (фр.entresol) — 1) верхний полуэтаж дома в особняках XVIII-XIX вв.; 2) верхняя часть помещения, разделённого на два полуэтажа; 3) в современных жилых домах — настил под потолком для хранения вещей.

Анты (лат. Antae) — выступы продольных стен здания, ограждающие вход. Наиболее часто встречаются в древнегреческих храмах, тип которых получил название «храм в антах».

Анфемий — (гр. Anthemion) – ленточный орнамент из пальмет или стилизованных растений.

Анфилада (франц. Enfilade, от enfiler – нанизывать на нитку) — ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси, что создает сквозную перспективу интерьера.

Апсида, абсида (от греч. Hapsis, род. падеж hapsidos — свод) — расположеннй в восточной части христианского храма алтарный выступ, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый конхой или сомкнутым полусводом. Апсиды впервые появились в древнеримских базиликах, термах, храмах.

Арабески — (фр. arabesque от ит. arabesco — арабский) — вид сложного орнамента, состоящего из геометрических фигур и стилизованных листьев, цветов и т.п.; включает иногда надписи на арабском языке (в искусстве мусульманских стран), позже — разнообразные фантастические и причудливые сочетания животных, фигур людей, архитектурных композиций (эпоха Возрождения).

Арболит — разновидность легкого бетона, заполнителем в котором являются разной крупности частицы растительного происхождения, а вяжущим – цемент, строительный гипс и т. д. По назначению арболит подразделяют на теплоизоляционный и конструкционно-теплоизоляционный.

Арка — (от лат. Arcus – дуга, изгиб) — криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами. В зависимости от размера пролета, нагрузки и назначения арки выполняются из камня, железобетона, металла и дерева. Арки впервые появились в архитектуре Древнего Востока, получили широкое распространение в архитектуре Древнего Рима.
Части арки: плинтус,импост, лоб арки, пята арки, замковый камень, архивольт
Типы арок: килевидная, коробовая, многолопастная, подковообразная, ползучая, полуциркульная, стрельчатая

Арка триумфальная — монументальное оформление проезда или торжественное сооружение в честь военных побед и знаменательных событий. Как правило, триумфальные арки имеют три симметричных пролета (реже один) завершаются антаблементом и аттиком; украшаются скульптурой и памятными надписями. Триумфальные арки появились в Древнем Риме, где предназначались для церемонии торжественного въезда победителя (арки Тита, 81 г. н.э., Септимия Севера, 203 г. н.э., Константина, 315 г. н.э. в Риме). По их принципу построены арки в Париже (на прощади Каррузель, 1806 г. и на площади Звезды (Шарля де Голля), 1806-37 гг.). В России триумфальные арки возводились в честь военных побед с петровского времени (Триумфальные ворота на Кутузовском проспекте в Москве, 1827-34 гг., архитектор О.И. Бове; Нарвские триумфальные ворота в Петербурге, 1833 г., архитектор В.П. Стасов).

Аркада (от франц. Arcade) — ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы. Чаще всего применяется при устройстве открытых галерей.

Аркатура (от нем. Arkatur) — ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на внутренних стенах помещений. Иногда имеет вид пояса, дополненного колонками на кронштейнах.

Аркбутан (франц. Arc-boutant) — наружная каменная полуарка, передающая распор сводов главного нефа готического храма опорным столбам – контрфорсам, расположенным за пределами основного объема здания. Система аркбутанов, контрфорсов и нервюр составляет конструктивную основу готического храма. Применение аркбутанов позволяет значительно сократить размеры внутренних опор, освободить пространство храма, увеличить оконные проемы, пролеты сводов и т.д.

Арктилит — слоистый пластик, представляющий собой чередование слоев березового шпона, ткани и металлической сетки. Склеивание слоев осуществляется с помощью фенолформальдегидной смолы. Арктилит применяется в судостроении.

Арматура — составная часть железобетонной конструкции, предназначенная для восприятия растягивающих усилий. Обычно применяют стальную арматуру, в некоторых случаях – неметаллическую арматуру.

Армоцемент — мелкозернистый бетон, в массе которого равномерно распределены проволочные стальные сетки. Одновременно может присутствовать и стержневая или проволочная арматура. Из армоцемента можно изготавливать тонкостенные элементы (речные и морские суда, дебаркадеры, резервуары, трубы).

Архивольт (итал. archivolto, от лат. arcus volutus – обрамляющая дуга) — декоративное обрамление арочного проема. Архивольт выделяет дугу арки из плоскости стены, становясь иногда основным мотивом ее обработки.

Архаика (от гр. archaikos — древний) — 1) ранний период развития греческого зодчества (VII-VI вв. до н.э.) — время перехода от деревянных и глиносырцовых конструкций к каменным, оформления стоечно-балочной конструкции в архитектурный ордер, становления городов-полисов; 2) в более широком значении — искусство древних исторических эпох, для которого характерна примитивность художественных форм, либо произведения архитектуры с присущими им формами древности.

Архитектоника (от греч. Architektonike – строительное искусство) — художественное выражение структурных закономерностей конструкции здания. Архитектоника выявляется во взаимосвязи и взаиморасположении несущих и несомых частей, в ритмичном строе форм, делающем наглядными статические усилия конструкции. Отчасти она проявляется и в пропорциях, цветовом строе произведений и т.п. В более широком смысле архитектоника – композиционное строение любого произведения искусства, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов.

Архитрав (от греч. Archi – главный и лат. Trabs – балка) — в архитектурных ордерах — балка, нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента, обычно лежащая на капителях колонн. В дорическом и тосканском ордерах архитрав — широкая гладкая балка; в ионическом и коринфском состоит из трех небольших горизонтальных уступов — фасций.

Асбест — минералы класса силикатов легко расщепляющиеся на тонкие прочные волокна. Наибольшее промышленное значение имеет хризотил-асбест. Асбест используется при производстве асбоцементных листов, труб и других строительных материалов.

Асбозурит — теплоизоляционный материал, состоящий из диатомита (70–85%) и асбестового волокна (15–30%).

Асбоцемент — материал, состоящий из затвердевшего портландцемента и волокон асбеста, выполняющих функцию дискретной арматуры. Наличие волокон асбеста увеличивает прочность асбоцемента и снижает его теплопроводность.

Аспирация — процесс удаления пыли и газов, образующихся в процессе работы технологического оборудования из производственных помещений.

Астрагал (от греч. Astragalos, букв. – шейный позвонок) — гладкий или обработанный в виде бус валик, служащий сочленением ствола колонны с капителью или базой.

Асфальтобетон — строительный материал, получаемый в результате затвердевания уплотненной смеси минеральных заполнителей (щебня, песка, тонкоизмельченного минерального порошка) с органическим вяжущим (битумом или дегтем). Асфальтобетон применяется главным образом для строительства дорог, а также для устройства полов в промышленных зданиях.

Атлант. Теламон — (гр. Atlas (Atlantos) — в архитектуре вербальная опора в виде мужской фигуры, поддерживающей балочное перекрытие элемента здания (балкон, эркер, портик и т.д.) и приставленной обычно к стене или столбам.

Аэрированный легкий бетон (АЛБ) — Конструктивно-теплоизоляционный бетон, сочетающий в себе свойства легких бетонов на пористых заполнителях и пенобетона. Готовится в скоростном аэросмесителе.

Атриум, атрий (лат. аtrium) — закрытый внутренний двор в средней части древнеиталийского и древнеримского жилища, куда выходили остальные помещения. В центре атриума был бассейн (имплювий), над которым оставлялось отверстие (комплювий) для стока дождевой воды.

Аттик (от греч. Attikos — аттический) — стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями. В античной архитектуре обычно завершает триумфальную арку.

Аэрация — (фр. aeration от гр. аer — воздух) — организованный и управляемый естественный воздухообмен между внутренним и внешним воздухом и воздействием ветра на стены и кровлю здания (открывающиеся створки и фрамуги окон, фонари на крышах, необходимые в промышленных цехах с избытком тепла, различные приёмы расположения зданий по отношению к ветровым колебаниям и др.)

Поделиться записью

Оставить комментарий

Your email is safe with us.