Share

Ар нуво — L’Art Nouveau

Ар нуво — L’Art Nouveau

image001 АР НУВО — (франц. L’Art Nouveau — Новое искусство) — французское название искусства периода Модерна рубежа XIX-XX веков. Однако, правильнее относить этот термин не в целом к искусству Модерна, включающему различные течения и стили, а лишь к одному из них — «флореальному», или декоративно-орнаментальному, течению и стилю, зародившемуся в Бельгии и Франции.

Впервые этот термин появился в 1881 г. на страницах журнала «Современное искусство» («L’Art Moderne»), основанного в Брюсселе О. Маусом и Э. Пикаром. Термин «Ар Нуво» охотно использовали в отношении своего творчества тесно связанные с редакцией журнала художники Анри Ван де Велде, Виктор Орта, Э. Грассе, Эктор Гимар. В 1895 г. антиквар из Гамбурга С. Бинг открыл в Париже магазин «Maison de L’Art Nouveau» (франц. «Дом Нового Искусства»), где показывались произведения традиционного искусства Китая, Японии, а также работы молодых парижских художников Анри Ван де Велде, Э. Галле, П. Боннара, Ф. Брэнгвина, Огюста Родена, Луиса Комфорта Тиффани, выполненные в «новом стиле», отчасти напоминающем восточный, Искусство Востока было одним из источников Ар Нуво.

image003
image004
image005
image005
image007
image008

В 1856 г. французский живописец, гравер и керамист Ф. Бракмон впервые увидел японские цветные гравюры на дереве К. Хокусая в магазине Делатра в Париже. В них заворачивали пачки китайского чая. Но уже очень скоро эти необычные ксилографии привлекли внимание многих французских художников.

Живописцы-постимпрессионисты нашли в них то, что давно искали: эмансипацию цветового пятна, декоративность организации плоскости, выразительность силуэта и прихотливо извивающихся контуров. Характерно и то, что Париж оказался готов к принятию этих пластических качеств, потому что задолго до этого они формировались всей эволюцией европейского изобразительного искусства. В самом начале XIX в. английский поэт-символист и художник Уильям Блейк один из первых «нашел» изогнутую линию в своих причудливых, фантастических акварелях и гравюрах.

Декоративность контуров и плоскостного пятна культивировалась английскими прерафаэлитами, художниками круга У. Морриса — У. Крэйном, Э. Берн-Джонсом и, несколько позднее, А. Макмардо и участниками «Эстетического движения», возглавляемого Оскаром Уайлдом. Независимо от них, французы Эдгар Дега, Поль Гоген и «понтавенцы», Эдуфрд Мане, Ж.-Л. Форэн, А. де Тулуз-Лотрек и даже Винсент Ван Гог усваивали уроки японской гравюры. Дивизионист Жорж-Пьер Сёра, а вслед за ним М. Дени, и художники группы «Наби», стали придавать символическое значение изогнутым линиям, «восходящим» и «нисходящим» музыкальным контурам. Приемы использования линии и цвета в японской гравюре, росписях фарфора и шелка переосмысливал Джеймс Уистлер. Это своеобразное соединение Запада и Востока, символизма и декоративизма и было воспринято группой бельгийско-французских архитекторов-декораторов во главе с Анри Ван де Велде, Виктором Орта (Victor Horta) и Эктором Гимаром, создававших свои флореальные «биоподобные» формы (биоморфизм). В 1892-1893 гг. Виктор Орта выстроил знаменитый отель Тассель (Hotel Tassel, Brussels) в Брюсселе с металлическими конструкциями, стилизованными под извивающиеся стебли растений.

В 1895 г. X. Обрист показал гобелен с изображением петлеобразно изогнутого стебля цикламена — линии, удачно названной критиками «ударом бича». Именно эта линия стала впоследствии «визитной карточкой» «стиля модерн» в Европе. В 1898 г. Эктор Гимар создал свои знаменитые биоподобные решетки входов в парижское метро, а в Мюнхене в том же году — Август Энделль (August Endell) — фантастический декор фасада фотоателье «Эльвира». Однако архитекторы «нового стиля» придавали флореальным формам более сложное значение, выходящее за рамки простой стилизации растений.

На основе изогнутых линий они разрабатывали концепцию непрерывного «перетекающего» пространства, объединяющего утилитарную функцию архитектурных сооружений, мебели, бытовых предметов с их конструкцией, внешним декором и технологией обработки материала. Эта новаторская концепция обусловила целостность и органичность «нового стиля».

Вторым после Парижа центром французского Ар Нуво стала школа Нанси во главе с Эмилем Галле (Emile Galle), Л.Мажореллем и братьями Даум. Стиль Ар Нуво интересен тем, что вполне рациональная идея гармонии функции, конструкции и внешней формы сочетается в нем с фантастичностью, причудливостью, даже мистичностью, и потому его можно считать одним из проявлений Романтизма в искусстве рубежа XIX-XX вв.. Но в искусстве этого периода, позднее получившем более общее название Модерна, рядом с Ар Нуво существовали и другие течения: национально-романтическое, геометрическое, неоклассическое.

Власов В.Г.
Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства

image009
image010
image011
image012

Поделиться записью

Оставить комментарий

Your email is safe with us.