Share

Б

Б

База (греч. Basis – подставка, основание) — основание, подножие колонны или столба. Базы различаются по высоте и профилю (см. ордера архитектурные, обломы архитектурные). Особенно разнообразны готические базы, отличающиеся сложностью рисунка.

Базальт — темная вулканическая горная порода, состоящая из плотной или очень мелкозернистой массы, но может содержать порфировые выделения. Базальт хорошо полируется. Базальт используется в качестве бутового камня, наполнителя для бетонов, для мощения улиц, при производстве литых каменных изделий.

Базилика (греч. Basilike – царский дом; в Афинах – портик, где заседал архонт-базилевс) — вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (преимущественно нечетное количество) частей (нефов), имеющих самостоятельные перекрытия. Средний неф всегда выше боковых, так что верхняя часть его стен, прорезанная окнами, выступает над крышами боковых нефов. Первые христианские базилики имели деревянное открытое строительное перекрытие, которое позднее сменилось каменным сводчатым.

Бак расширительный — ёмкость, находящаяся в системе водяного отопления, предназначенная для приема избытка воды, возникающего при ее нагревании.

Балдахин (итал. baldacchino, букв. – шелковая ткань из Багдада) — нарядный церемониальный навес над троном, парадным ложем, церковным алтарем; первоначально матерчатый, позднее – из камня, дерева, металла (Балдахин в соборе св. Петра в Риме, XVII в., арх. Л. Бернини). В русском зодчестве известен с XI в. (см. сень и киворий).

Балка — горизонтальная несущая конструкция зданий и сооружений, имеющая опору в двух или более точках. Балка, перекрывающая один пролет и имеющая две опоры, называется разрезной. Балка, перекрывающая несколько пролетов и имеющая несколько опор, называется неразрезной многопролетной.

Балкон — (ит. balkone от позднелат. balkus — балка) — 1) выступающая на верхних этажах здания площадка на консольных балках (деревянных, железобетонных), ограждённая перилами (решёткой, балюстрадой, невысокой стенкой), сообщающаяся с внутренними помещениями; встречается тип Балкона без выноса (так называемый французский Балкон), устраиваемый в проёме балконной двери. В современном индустриальном строительстве Балкон монтируется в виде готовых блоков; 2) в зрительных залах театров, кинотеатров места для зрителей, располагающиеся обычно ярусами.

Балюстрада (франц. balustrade) — ограждение (обычно невысокое) лестниц, террас, балконов и т.д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху горизонтальной балкой или перилами.

Балясины — невысокие фигурные столбики (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т.д.

Баптистерий, крещальня (греч. baptsthrion — купель, от греч. baptizw — погружаю) — помещение для совершения обряда крещения. В западноевропейских странах баптистерий – часто отдельное сооружение, круглое или многогранное в плане, завершенное куполом. Внутри баптистерии украшались мозаикой, скульптурой; посредине находилась купель для крещения.

Барабан — цилиндрическое или многогранное основание купола (в русской архитектуре XVII в. иногда — декоративной луковичной главы), обычно прорезанное окнами.

Барбакан (фр.) — выносная небольшая крепость или укрепление, входившее в состав крепости.

Барельеф (фр. bas-relief, букв. низкий рельеф) — вид рельефной скульптуры, в котором выпуклая часть изображения выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объёма; вид широко распространённого декора в произведениях архитектуры. Барельеф выполняются в различных материалах — мраморе, керамике, металле и др. Орнаментальные и тематические Барельефы широко использовались в архитектуре русского классицизма (например, на фасадах Адмиралтейства в Санкт-Петербурге, арх. А.Д. Захаров).

Бардолин — битумная черепица, центральный слой которой — упругое стекловолокно. Бардолин пропитнан с двух сторон битумом, верхний слой имеет минеральную посыпку, нижний слой — кремниевый песок.

Барокко (итал. barocco через исп. bar-ruecco от португ. barroco — причудливый, неправильный, дурной, испорченный) — один из самых трудных и многозначных терминов истории искусства. Словом «барокко» называют ряд историко-региональных художественных стилей европейского искусства XVII- XVIII вв., последние, критические стадии развития других стилей, тенденцию беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, неуравновешенных формах.Слово «барокко» используется и как метафора в смелых историко-культурных обобщениях: «эпоха Барокко», «мир Барокко», «человек Барокко», «жизнь Барокко» (итал. La vita Barocca). В каждом историческом периоде развития искусства видят своё «барокко» — пик творческого подъёма, концентрации эмоций, напряжения форм. Исследователи говорят и пишут о качествах барочности как неотъемлемом свойстве отдельных национальных культур и исторических типов искусства. Наконец, известны стили Необарокко, «второго барокко», «ультрабарокко». Изначально жаргонное словечко «барокко» использовалось португальскими моряками для обозначения бракованных жемчужин неправильной, искажённой формы. Но уже в середине XVI в. это слово появилось в разговорном итальянском языке как синоним всего грубого, фальшивого, неуклюжего. В среде французских ювелиров слово baroquer означает смягчать контур, делать форму мягкой, живописной. Во французских словарях слово «барокко» появляется с 1718 г. и трактуется как ругательное выражение. Оно долго не могло стать названием стиля. Ещё в 1904- 1905 гг. крупнейший французский исследователь С. Рейнак как бы не замечает этого стиля и целой эпохи в развитии европейского искусства, лишь вскользь и пренебрежительно вспоминая о «суетливом иезуитском стиле» как о не имеющем никаких достоинств и являющемся «умственным заблуждением». Первым сделал слово «барокко» типологической категорией X. Вёльфлин. В книге «Ренессанс и Барокко» (1888), написанной им в Риме, и последующих работах Вёльфлин определил барокко как наивысшую, критическую стадию развития любого художественного стиля: первой стадией является архаика, второй — классика, третьей — барокко. В своих знаменитых «парах» формальных понятий: линейность и живописность, плоскость и глубина, замкнутая и открытая форма, множественность и единство, ясность и неясность — первую часть Вёльфлин отнёс к искусству классики, вторую — к барокко. Отсюда противопоставление Классицизма и Барокко не только как конкретно-исторических художественных стилей, но и как постоянно повторяющихся и обновляющихся в истории фаз развития способов формообразования. Выдающийся историк-философ искусства М. Дворжак, оппонент Вёльфлина, считал стиль Барокко порождением Маньеризма, но, одновременно, более высокой ступенью «развития духа» в сравнении с Классицизмом. Немецкий историк культуры Г. Вайзе «выводил» стиль Барокко северных стран непосредственно из Готики и считал его «истинным воплощением германского духа» (Gemiit). Стиль Барокко изучал X. Зедльмайр, ученик М. Дворжака, он окончательно утвердил введённое Вёльфлином разделение стиля на «раннее барокко» XVI- XVII вв. (нем. Fruhbarock) и «позднее барокко» XVII- XVIII вв. (Spat-barock). Э. Маль, французский ученый-ледиевист, в 1920- х гг. определил Барокко как «наивысшее воплощение идей христианского искусства». Много позднее были открыты труды К. Гурлитта, который в книге «История стиля Барокко в Италии» (1887) предвосхитил многие мысли X. Вёльфлина. Особенности искусства «поздней готики» (Spatgotik) Гурлитт мистически сближал с «духом барокко» (Gemut Barock). Однако классической страной Барокко всё же принято считать Италию.

Бастион — (фр. bastion) — выступ крепостной стены, вначале полукруглой или прямоугольной, позднее — обычно пятиугольной формы в плане.

Башня — сооружение, высота которого намного больше его горизонтальных размеров (диаметра, стороны основания). Первоначально строились для целей обороны (сторожевые вышки, башни замков — донжоны). Применяются в культовом зодчестве (колокольни, минареты), в гражданской архитектуре (маяки, административные здания), а также в качестве инженерных сооружений (водонапорные, радио- и теле- башни) и др. Возвышаясь над окружающей застройкой, выразительные и динамичные по композиции, башни часто играют роль основной высотной доминанты архитектурного ансамбля.

Бельведер (итал. Belvedere, букв. – прекрасный вид) — надстройка над зданием, обычно круглая в плане; павильон, беседка на возвышенном месте; название некоторых дворцов, расположенных в живописном природном окружении (например, в Ватикане).

Бетоны — группа строительных материалов, представляющая собой искусственный камень, состоящий из затвердевшей смеси вяжущих веществ (цемент, битум и т. д.), воды, заполнителей (песок, гравий, щебень, шлак) и различных добавок. По назначению бетоны подразделяются на конструкционные и специальные. По средней плотности — на особо тяжелые (свыше 2500 кг/см куб.), тяжелые (1200—2200), легкие (600—1200) и особо легкие (до 500 кг/см куб.). Бетоны подразделяются также по виду вяжущего, структуре, виду заполнителей. По прочности на сжатие выделяют марки бетона: тяжелого — 100, 150, 200, 250, 300, 400, 500, 600, 700, 800; легкого — 25, 35, 50, 75, 100, 150, 200, 300, 400.
Бетоны конструкционные — применяются в несущих и ограждающих конструкциях зданий и сооружений. К ним относятся тяжелые бетоны (ср. пл. 2200–2500 кг/см куб.), легкие (1200—2000) и ячеистые (600—1000).
Бетоны специальные — теплоизоляционные, жаростойкие, химически стойкие, радиационно-защитные, декоративные и др. Используются в конструкциях, работающих в особых условиях.
Бетон ячеистый — бетон, получаемый в результате затвердевания вспученной при помощи порообразователя (газобетон) или вспененной смеси вяжущего (пенобетон), кремнезистого компонента и воды. широко распространённая разновидность лёгкого бетона (см. Газобетон, Газозолобетон, Газосиликат, Газошлакобетон, Пеносиликат, Пенобетон, Пеногипс)

Биостойкость — стойкость древесины, камышита, пакли, толя, рубероида и прочих материалов к действию дереворазрушающих микроорганизмов и насекомых, домовых грибков и т.п. Степень Б. зависит от химического состава строительных материалов, влажности и условий эксплуатации.

Биотектура — раздел архитектуры, основанный на учете особенностей окружающей среды, а также применении местных строительных материалов.

Битулин — материал на основе нетканого полиэстера или стекловолокна. С двух сторон на него наплавляются битумные мембраны с добавлением полипропилена. С внешней (верхней) стороны битум покрывается слоем талька, с нижней — прикрывается сгорающей при укладке пленкой.

Битумы — природные или искусственные твердые или жидкие водорастворимые органические вещества, состоящие из смеси высокомолекулярных углеводородов и их производных, содержащих кислород, серу, азот и комплексные соединения металлов. Применяются в дорожном и жилищном строительстве, лакокрасочной и химической промышленности.

Бифорий — (Лат. biforis — двусторонний, на две стороны) — форма проёма, в котором два узких окна поставлены рядом так близко, что перекрывающие их арочки сходятся посередине на оси одной средней колонки; под другими пятами этих арочек стоят половинки такой же колонки, а всё двойное окно перекрыто общей аркой (наличником), тимпан которой заполняется круглым или фигурным отверстием либо декоративным элементом. Такая форма окна характерна для готической архитектуры (см. Готическая архитектура).

Блок — (нем. Block, голл. blok) — конструктивный элемент, применяемый при возведении наружных и внутренних стен, фундаментов и других частей зданий; чаще имеет форму прямоугольного параллелепипеда; может быть сплошным и пустотелым, пористо-пустотелым со щелевидными или другими пустотами небольших размеров, слоистым, состоящим из волокон и др.; в зависимости от материала Блоки бывают природные, кирпичные, керамические, бетонные (из лёгкого, ячеистого или тяжёлого бетона) и др.
Блок бетонный — изделия из бетона массой от десятков килограммов до нескольких тонн. Изготавливаются из тяжелых, облегченных и легких бетонов. По назначению подразделяются на фундаментные, цокольные и стеновые. Для снижения массы и теплопроводности часто выпускаются пустотными или дырчатыми. Наиболее часто пустоты имеют форму щелей, которые расположены вдоль или поперек блока.
Блок керамический — штучные пустотелые керамические изделия плотностью 1100–1300 кг/м куб.. Объем пустот составляет 15–40%, водопоглощение 6–14%, морозостойкость не менее 25 циклов. Выпускаются различных типоразмеров: для кладки стен, перегородок, перекрытий, ограждений и т. д. Основные размеры 250х120х140, 250х220х250 и 320х100х140.
Блок объёмный — конструктивный элемент, представляющий часть объёма здания. Б. о. различают: по статической работе (несущие и самонесущие); по материалу (керамзито-, перлито-, шлакобетонные и др.); по способу изготовления (без плиты пола, без плиты потолка, без одной или двух граней стен, из плоских или ребристых панелей); по технологии (сборные и сборно-монолитные). Размеры Б. о. зависят от принятой конструктивной схемы здания; наименьший из них — санитарно-техническая кабина, а наибольший — блок размером на квартиру.

Блокированные дома — тип малоэтажного жилого дома, обычно состоящего из нескольких расположенных в ряд квартир, с изолированными входами в каждую квартиру и приквартирными земельными участками. Вал (в мелкомасштабных профилях — валик) — криволинейный облом, имеющий в поперечном разрезе вид полукруга.

Бордюр — (фр. bordure от bord — край) — 1) низкие и узкие полосы растений, посаженных по контуру клумбы, по краям дорожек или газона; 2) полоса или кайма, обрамляющая верхние части стен помещений (в малярных или обойных работах).

Боскет — (фр. bosquet от ит. boschetto — лесок, рощица) — группа ровно подстриженных в виде стенок деревьев или кустарников, высаживаемых в парке, саду или по их границам.

Брекчия — (ит. breccia) — горная порода вулканического или тектонического происхождения, состоящая из сцементированных обломков (см. Конгломерат); она хорошо поддаётся обработке и используется в качестве декоративного материала. Плиты, например, из мраморных отходов, сцементированные бетонной или полимерной основой, применяются при настилке полов общественных зданий, где выявление их декоративных качеств достигается покрытием и полировкой специальными мастиками. Брекчия бывает вулканическая и осадочная.

Бризол — (сочетание начальных букв слов «безосновный», «рулонный», «изоляционный») — рулонный безосновный материал, изготавливаемый из измельчённой старой резины и битума с добавками асбеста и пластификатора. Рулоны Бризола имеют длину до 50 м, ширину 0,4-1,0 м, толщину 1,5-2,5 мм; применяется для гидроизоляции магистральных трубопроводов (приклеивается горячей битумно-резиновой мастикой).

Брус — обтесанное, окантованное с двух или четырех сторон бревно; тип дома, в котором все помещения спланированы в вытянутый прямоугольник и перекрыты общей двускатной кровлей

Бут — строительный камень, получаемый при взрывании залежей сплошных пород, таких как гранит, плотный известняк, песчаник и др. Бут применяется для возведения фундаментов, подпорных стенок, оград и т. п.

Поделиться записью

Оставить комментарий

Your email is safe with us.