Share

Части зданий как выражение способов обработки строительных материалов

Части зданий как выражение способов обработки строительных материалов

Различные виды креплений, узлов, плетений и вязки, а также тканей, применявшиеся на заре культурного развития человечества, явились прообразами архитектурных форм.

Позднее получило развитие деревянное зодчество, которое почти повсеместно служило основой для создания архитектурных форм, в том числе форм греческих храмов (рис. 1 и 2).

Такая гипотеза относительно нова, но число примеров, доказывающих ее справедливость, все время увеличивается.

Архитектор Уде посвятил этим вопросам серьезную работу; в ней с большой убедительностью и прежде всего на примере Альгамбры в Гренаде доказано происхождение мавританской архитектуры от деревянного зодчества. В то же время гипсовый или майоликовый декор внутренних поверхностей мавританских зданий (так же как пояски, бусы и шнуры в греческой архитектуре) является подражанием ткаческому искусству. В углах некоторых помещений Альказара в Севилье отчетливо видны «узлы», вырезанные из гипса и в точности воспроизводящие крепление полотнищ в углах шатров. Здесь имеет место прямой перенос форм, свойственных технике возведения шатров.

Части зданий как выражение способов обработки строительных материалов

1. Деревянные конструкции – основа ферм греческих храмов
2. Каменные формы, созданные греками на основе деревянных конструкций
5. Экономичные деревянные каркасные конструкции на гвоздях выглядят лучше с обшивкой или штукатуркой
6. Железобетонное каркасное здание с подоконным поясом, прикрывающим наружные колонны на половину толщины

Архитектурные формы, созданные в разных странах в разное время на основе применения тех или иных материалов при одинаковых условиях, весьма сходны. Существование таких форм доказано Ф. Верзином на многочисленных примерах. В них приведены предметы домашнего обихода народов Восточной Азии и Европы, относящиеся как к третьему тысячелетию до н.э., так и к настоящему времени, но совершенно тождественные по форме.

В случае применения других материалов и другой техники, так же как и при другом назначении конструкций, неизбежно меняется форма сооружений; время от времени возникают чисто декоративные формы, скрывающие от глаз основную форму, возникшую под действием местных условий, или имитирующие  какие-либо  конструктивные   элементы   (например,   стиль барокко). Решающим для формирования облика сооружений является в конечном счете «дух времени».

В настоящее время в древних сооружениях нас в основном интересуют вопросы происхождения художественных форм и в меньшей мере сами формы. Каждая эпоха вырабатывает в конце концов присущие ей законченные архитектурные формы, которые в дальнейшем получают лишь более совершенную разработку. Сегодня мы добиваемся выразительности, используя бетон, металл и стекло. Для архитектуры промышленных и крупных общественных зданий сейчас характерны новые формы, вызванные к жизни стремлением получить большую площадь окон; через стекла ясно видны несущие конструкции сооружений (рис. 6).

Чёткое выявление элементов сооружения в соответствии с их техническим назначением придает новый облик как отдельным частям здания, так и сооружению в целом. На этом пути открываются новые возможности для творческих исканий архитекторов.

Однако было бы ошибочным считать, что в наше время требуется лишь четкое выявление конструкций, на основании которых когда-то в будущем будут выработаны законченные архитектурные решения (рис. 2). В задачу архитекторов в первую очередь входит использование технических достижений нашего времени для создания отвечающих современному представлению совершенных в художественном отношении сооружений. Для этого архитектор должен обладать чувством такта, сдержанностью, учитывать природное окружение, стремиться к созданию органического единства объемно-пространственного и конструктивного решения, к соответствию внешнего облика функциональному назначению здания с учетом технической, экономической и технологической целесообразности сооружения.

Даже самые творчески одаренные мастера, способные сказать новое слово в архитектуре, должны считаться с этими условиями и учитывать «дух времени».

Чем талантливее архитектор, чем шире его кругозор и содержательнее работа, тем значительнее его произведение, которое, как всякое настоящее явление искусства, сохраняет свою ценность независимо от времени.

Части зданий как выражение способов обработки строительных материалов

3. Широко распространенная современная деревянная конструкция, аналогичная изображенной на рис. 1

4. Стены из естественного камня требуют обрамления проемов тесаным камнем

7. Железобетонное здание с целесообразным и экономичным консольным решением покрытия со сплошным ленточным остеклением

8. Здание с железобетонным безбалочным покрытием и легким металлическим фахверком наружных стен, заполненным остеклением.

Эрнст Нойферт. «Строительное проектирование» / Ernst Neufert «BAUENTWURFSLEHRE»

Поделиться записью