Share

Г

Г

Габбро — высокопрочный стойкий к выветриванию строительный материал — магматическая горная порода черного или темно-зеленого цвета (встречается пятнистая окраска). Габбро в виде полированных плит используется для облицовки фасадов зданий.

Газобетон — разновидность ячеистого бетона, получаемая из смеси вяжущего, песка и воды с газообразующими добавками. В качестве вяжущего применяют портландцемент. Газообразователем, как правило, служит алюминиевая пудра. При введении ее в смесь происходит реакция с известью или щелочью, в результате которой выделяется водород.

Газобетон сланцезольный — ячеистый бетон, изготовленный на основе тонкодисперстной золы от переработки горючих сланцев в топливо.

Газогипс — бетон, изготавливаемый из строительного гипса, извести-кипелки и воды. Для регулирования скорости схватывания гипса вводятся добавки поверхностно-активных веществ. В качестве газообразователя используется алюминиевая пудра. Процесс производства газогипса. включает следующие операции: смешивание воды, гипса и извести; тщательное перемешивание с добавлением алюминиевой пудры; заливка смеси в формы и распалубка через 1-1,5 ч. Газогипс используется в качестве теплоизоляционного материала при изготовлении строительных конструкций в сухих условиях.

Газозолобетон — бетон, изготавливаемый из смеси портландцемента, молотой извести-кипелки, золы-уноса ТЭЦ, алюминиевой пудры и воды. Производство Газозолобетона включает приготовление смеси, в которую для регулирования схватывания и активизации золы вводятся добавки поверхностно-активных веществ, отливку изделий и выдерживание их до тепловлажностной обработки. Физико-химические и теплотехнические качества Газозолобетона аналогичны качествам других типов ячеистого бетона. В зависимости от назначения различают Газозолобетон теплоизоляционный и конструктивно-теплоизоляционный.

Газосиликат — ячеистый теплоизоляционный бетон, получаемый из смеси извести с молотым кварцевым песком путем вспучивания предварительно приготовленного шлама (теста) с помощью газообразователя и затвердевания в различных условиях (автоклавная обработка или пропаривание).

Газошлакобетон — бетон, в котором основными вяжущими являются доменные гранулированные шлаки, молотый песок или зола-унос ТЭЦ и добавки-активизаторы (известь, гипс или жидкое стекло); газообразователем в этом материале служит алюминиевая пудра. Производство конструктивных изделий из Газошлакобетона включает приготовление смеси компонентов, формирование изделий, их тепловлажностную обработку и распалубку.

Галерея (франц. galerie, от итал. galleria) — длинное крытое светлое помещение, в котором одну из продольных стен заменяют колонны, столбы или балюстрада; примыкающее к стене здания удлиненный зал со сплошным рядом больших окон на одной из продольных стен; верхний ярус зрительного зала (т.н. галерка); название художественных музеев, преимущественно картинных галерей.
Галерея висячая — Галерея, поддерживаемая консольными выпусками из здания.

Ганч — вяжущий материал, получаемый из кремневидной породы, содержащей гипс и глины. Ганч проходит сложную обработку, важнейшими процессами которой являются обжиг, очистка, измельчение в порошок. После замешивания его в определенных пропорциях с водой и добавления растительного клея, ганч превращается в пластичную, быстро схватывающуюся массу.

Гидроизоляция — (от гр. hydor — вода, влага) — защита строительных конструкций, зданий и сооружений от воздействия на них воды и других жидкостей. Средства, применяемые для этой цели, подразделяются на антифильтрационные (защита от проникновения воды в подземные сооружения) и антикоррозионные (защита материалов и конструкций от воды и химически агрессивных жидкостей). Гидроизоляция обеспечивает нормальную эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования и необходимый влажностный режим.
Гидроизоляционные строительные материалы — предназначенные для защиты строительных конструкций от постоянного воздействия агрессивной влажной среды, чаще всего от действия воды под давлением.
Гидроизоляционный слой пола — слой (слои), препятствующий прониканию через пол сточных вод и других жидкостей, а также проникновению грунтовых вод.
Гидроизоляция проникающая — надежное обеспечение водонепроницаемости бетонных и каменных конструкций путём инъекций специальных составов.
Гидрофобность — способность материала не смачиваться водой.
Гидроизол — рулонный беспокровный гидроизоляционный материал, полученный путем пропитки асбестового картона нефтяным битумом.

Гипс — минерал, водный сульфат кальция, а также осадочная горная порода, состоящая в основном из этого минерала. Гипс применяется при производстве вяжущих веществ, штукатурного гипса, эстрихгипса, гипсового цемента, а также для получения серной кислоты.
Гипсобетон — бетон, в котором вяжущим служит строительный гипс; для его приготовления используют каменные минеральные заполнители (преимущественно пористые) и органические (древестную стружку и опилки, сечку соломы или камыша и пр.) либо смесь минеральных и органических заполнителей (например, древесные опилки и песок). Кроме того, вводят порообразующие добавки и замедлители схватывания (животный клей, клееизвестковый, кератиновый замедлитель и др.). Гипсобетон приготовляется в растворо- или бетоносмесителях принудительного действия. Прочность получаемого материала зависит от активности вяжущего, водовяжущего отношения, вида и количества заполнителей. Для повышения водостойкости Гипсобетон приготавливают на основе гипсоцементно-пуццолановых вяжущих. Гипсобетон применяют главным образом в конструкциях, не подвергающихся увлажнению в процессе эксплуатации.
Гипсовые вяжущие материалы — материалы, получаемые на основе природного минерала путём термической обработки. Различаются свойствами: скоростью схватывания, твёрдостью в условиях термической обработки. Делятся на строительный и формовочный гипс, высокопрочный гипс, гипсоцементно-пуццолановые вяжущие и др.
Гипсокартон — (сухая штукатурка) представляет собой лист, состоящий из двух слоев строительной бумаги(картона) и гипсового сердечника. Из общей массы листа примерно 93% приходится на двуводный гипс, 6% — на картон, 1% массы образован за счет влаги, крахмала и органического поверхностно-активного вещества.

Глазурь — тонкий стекловидный слой на поверхности керамических изделий, образующийся за счет расплавления и последующего застывания специально нанесенной керамической массы определенного состава. Глазурь улучшает физико-химические и декоративные качества изделия, способствует увеличению его механической прочности, химической стойкости, долговечности, повышает его эксплуатационные качества.

Глины — осадочные горные породы, в основном состоящие из глинистых минералов. Обладают пластичностью – при замешивании с водой образуют вязкое тесто, которое при высыхании сохраняет приданную форму. Используются для производства керамики, огнеупоров, как адсорбенты, а также для изготовления кладочных печных растворов.
Глиняный раствор — кладочный раствор из глины, песка и воды. Глиняный раствор применяется при кладке печей, каминов, очагов и дымовых труб.
Глиеж — глина, обожженная в результате подземного горения угольных пластов. Глиеж применяется при производстве силикатных цементов, где ее содержание может достигать 50%.
Глухая резьба
Глухая резьба — несквозная резьба, выполненная в массиве древесины, рассчитанная на восприятие рельефа при солнечном освещении или специальной подсветке.

Гирька — фигурная деталь главным образом в виде опрокинутой пирамидки из кирпича или камня. Гирька подвешивается на скрытом в кладке железном стержне и служит опорой декоративным арочкам, обычно расположенным под объединяющей их большой аркой. Гирька широко использовалась в русской архитектуре XVI-XVII вв. в декоре ворот, крылец, оконных проемов.

Глава, главка — наружное декоративное завершение барабана. Главы бывают шлемовидными, грушевидными, луковичными, зонтичными, конусовидными и др. Придают верхней части архитектурного сооружения характерный силуэт и большую живописность, которая усиливается позолотой раскраской, а также фактурой кроющих материалов (черепица, лемех, фигурное железо и др.).

Голосники — маленькие керамические сосуды или камеры, закладываемые в своды и стены здания; обращённые своими отверстиями внутрь сооружения, они способствовали усилению звука и облегчению массы конструкций в древнерусской архитектуре.

Город-сад — небольшой город с разреженной застройкой, обилием открытых озелененных пространств и ограниченным числом жителей (30-35 тыс.), которым обеспечиваются как удобства городской жизни, так и связь с природой. Тип города-сада возник в нач. XX в. как попытка избавиться от социальных противоречий капиталистических городов. Основные принципы организации города-сада изложены в трудах английского социолога и архитектора Э. Хоуарда. Первый город-сад — Лечуорт — был заложен в 1902 г. в 55 км от Лондона. Получив затем широкое распространение, города-сады строились в Германии, Франции, Испании, Италии, Чехословакии, Австрии и др. странах. Попытка построить город-сад была предпринята в 1910-х гг. в России, в 40 км от Москвы в Кратове (арх. В.Н. Семенов).

Гостиный двор — в русских городах комплекс для торговли и хранения товаров. В XVI-XVII вв. гостиный двор – обычно прямоугольная площадь, обнесенная каменной и деревянной стеной с башнями и проездными воротами. По внутреннем периметру стен пристраивались торговые и складские помещения (обычно 2-х этажные), объединенные открытыми галереями. С XVIII в. гостиные дворы стали строиться с открытыми на улицу аркадами и колоннадами, во многом определяя архитектурный облик центра среднерусских городов (Владимир, Кострома, Калуга, Ярославль).

Готика — Во 2-й половине XII века во Франции появился новый архитектурный стиль — готика, распространившийся во всей Западной Европе и продержавшийся в некоторых странах вплоть до XVI века. Термин «готический» появился в XVI веке в Италии в эпоху Возрождения как негативный, характеризующий эту архитектуру как «варварскую» (от племени готов), в противовес разумной и ясной античной классике. Для готической архитектуры наиболее значительными постройками были огромные городские соборы — базилики в виде латинского креста с очень высоким центральным нефом, нешироко раскинутыми рукавами креста, венцом капелл, с кольцевым обходом вокруг хора. Характерными элементами готики являются: стрельчатая арка, нервюрный свод, пучки тонких колонн, предельно облегчённая за счёт распределения нагрузки на каркас здания стена, перенесение тяжести с помощью «летящих арок», аркбутанов, на внешние опоры — контрфорсы; огромные окна, застеклённые цветными витражами. На западном фасаде и над средокрестием возводились башни.
Готический собор в Бургосе, Испания, XIII в. Перспективные порталы венчались треугольными вимпергами. На всех трёх фасадах среди скульптурного и резного декора помещались круглые витражные окна — розы. Основное впечатление от готического собора — устремлённость вверх, лёгкость, ажурность, обилие света (преображённого цветными витражами), резной каменной декорации и скульптуры. Готика — это первый опыт каркасной архитектуры. Нервюры — рёбра сводов, пучки колонн, аркбутаны и контрфорсы — основные составляющие несущего каркаса. Готический собор представлял собой синтез всех видов искусств, стилистически объединяя архитектуру, скульптуру, живопись и различные изделия декоративно-прикладного искусства (раки, реликварии, ларцы, пюпитры и т.п.).В готическом стиле появилась стрельчатая арка, образованная как бы из двух дуг, пересекающихся под углом. Нервюры и арки опираются в готическом соборе не на массивные столбы, а на пучки тонких колонн, окружающих невидимую глазу сердцевину. Шедевром готики считается собор Нотр-Дам в Реймсе. Строительство этого собора началось в 1211 г., спустя год после того, как в результате пожара рухнул старый собор, и продолжалось строительство до 1481 г. (Реймский собор строили несколько поколений зодчих).Его строителям удалось создать величественный памятник, объединённый общим замыслом и рождающий единый архитектурный образ, вдохновенную «симфонию в камне».«Лицо» собора — вход в храм. Пять глубоких перспективных порталов, сильно вынесенных вперёд, захватывают в водоворот пульсирующего движения наверх внешнее пространство перед собором. Вертикальная устремлённость порталов подчёркивается стрельчатыми очертаниями многократно повторённых арок и острыми углами охватывающих их треугольников вимпергов. В результате создаётся впечатление, что на фасаде нет вовсе стены. Она вся прорезана колонами, нишами, окнами, вимпергами, башенками-пинаклями, галереями, создающими необыкновенно богатую игру света и тени. Фигуры людей, животных, растений, всевозможных органических форм, населяющие совершенно недоступные для человеческого глаза места, лишают каменные стены веса, наполняют собор особой жизнью, дыханием, звуками. Внутреннее пространство Реймского собора отличает та же ясность структуры и стройность пропорций как целого, так и отдельных деталей. Всё внутри подчинено общему движению вперёд к алтарю и устремлённости вверх — к небу. Пучки тонких колонн «убегают» вверх, соединяясь со стрельчатыми арками и нервюрами сводов. Над арками боковых нефов тянется трифорий — фальшивая галерея, открывающаяся в центральное пространство короткими перебежками небольших аркад, дробящих своим ритмом мощные аккорды нижних аркад и готовящих восприятие огромных витражных стрельчатых окон и высоких нервюрных сводов перекрытия центрального нефа. Огромный хор с венцом капелл прекрасно воспринимается от самого входа, неодолимо маня и притягивая к себе взоры и души молящихся.

Гравий — природный или искусственный материал, представляющий собой окатанные зерна размером 5–70 мм и гладкую поверхность.
Гравелит — сцементированный гравий

Градирня — башня с железобетонным или металлическим каркасом обшитым асбоцементными/алюминиевыми панелями. Градирня предназначена для охлаждения циркуляционной воды при оборотной системе водоснабжения.

Гранит — полнокристаллическая равномернозернистая или порфировидная горная порода, состоящая из кварца, полевого шпата и темноцветных минералов. Гранит обладает высокой твердостью. Используется гранит в качестве декоративного облицовочного материала, как заполнитель для бетонов, в виде кислотоупорной облицовки.

Графика архитектурная — комплекс графических средств, с помощью которых архитектурный объект изображается на плоскости; неотъемлемая часть проектирования. Графика архитектурная разделяется на три вида изображений: 1) в ортогональных проекциях (план, фасад, разрез); 2) в перспективе; 3) в аксонометрии. Графика архитектурная может быть линейной (наиболее условная) и светотеневой, дающей наглядное представление об объёмно-пространственной форме, композиции, материале, цвете будущего сооружения с помощью таких средств, как отмывка (светотеневая моделировка чертежа с помощью туши или акварельных красок), набрызг, аппликация, фотомонтаж.

Гридница — в Киевской Руси большое помещение для рядовых дружинников (гридей) в княжеском дворце. Использовалось также для праздничных пиров. Иногда гридница была отдельным сооружением.

Гризаль — (фр. grisaille от gris – серый) — вид декоративной живописи, выполненной оттенками одного цвета, обычно серого или коричневого. Применяется с XVII в. Широко был распространён в росписях интерьера (стены, потолки и др.) в стиле классицизма (дворцы в г. Пушкин и г. Павловск).

Грот (франц. grotte, от итал. grotta) — тип паркового помещения или павильона, кладка или отделка которого (ракушки, туф, морские камни) имитируют естественную пещеру. Гроты были широко распространены в европейской садово-парковой архитектуре XVII—XVIII вв. (в России — с XVIII в.).

Грунт — общее название горных пород включая почвы, являющихся объектом строительной деятельности. Различают: скальные грунты – породы, залегающие в виде монолитного или трещиноватого массива и рыхлые грунты – крупнообломочные и песчаные породы.

Грунтовки — составы, наносимые первым слоем на подготовленную к окраске поверхность для уменьшения ее пористости и обеспечения требуемой адгезии лакокрасочного покрытия. От окрашивающих составов отличаются меньшим содержанием пигментов.

Гульбище — в древнерусской архитектуре наружная терраса или галерея, окружающая здание на уровне перекрытий подклета. Были распространены в культовой архитектуре XVI-XVII вв., иногда встречались в светских постройках.

Гурт (нем. gurt, букв. пояс, подпруга):
профилированные горизонтальные и вертикальные тяги на фасаде и в интерьере
в готической архитектуре арка из тесаных клинчатых камней, укрепляющая ребра крестового свода, выполненного из мелких камней. См также Нервюра.

Гусёк — архитектурный облом, представляющий собой сочетание двух дуг: в прямом гуське — верхней вогнутой и нижней выпуклой, в обратном гуське — наоборот.

Гутты (от лат. gutta — капля; другое название — регулы) — украшения в виде маленьких усеченных конусов или цилиндров под триглифами (либо над ними) и метопами в постройках дорического ордера, или на нижней плоскости мутул.

Поделиться записью

Оставить комментарий

Your email is safe with us.