Share

Испано-мавританское искусство

Испано-мавританское искусство

ispano_mavrit_ico(лат. Hispania; итал. Ispano-moresca; исп. moros от лат. Mauretania от mauri, греч. mauros – темный) – исторический тип искусства. Древние римляне назвали Пиренейский полуостров на западе Европы «Иберийским» по наименованию обитавших там племен.
Название страны, возможно, также связано с лат. hispidus – мохнатый, косматый (прозвание варваров). Мавритания – страна в северо-западной части Африки, где жили мавры («темные люди») – арабы и берберы. История Испании являет собой удивительный пример условности границ между Западом и Востоком. «Дважды в течение последних трех тысяч лет на Пиренейском полуострове развивалась типично восточная культура, хотя и приобретавшая здесь некоторые своеобразные черты. Сначала это происходило в древности, когда на юге и юго-востоке Испании жили финикийцы, а потом – в средние века, когда полуостров стал ареной развития блестящей арабской цивилизации».

Северную часть Испании в I тыс. до н. э. занимали иберы и кельты. Несколько позднее – лузитане. Колонизация южной части Испании осуществлялась в XII в. до н. э. – I в. н. э. из Финикии и Карфагена. С финикийским влиянием связывается еще одна гипотеза о происхождении слова «Испания» (греч. от финик. Spania – «Кроличий берег»). Греки называли эту страну Офиуссой (греч. Ophiussa – «Страна змей»). Центром финикийской культуры был город Гадир (ныне Кадис), основанный ок. 1150 г. до н. э. С VII в. до н. э. прибрежные колонии основывали греки из Фокиды и иудеи из Палестины. . В 226 г. до н. э. выходцами из Карфагена основан на побережье Средиземного моря Новый Карфаген (Carthagonova), позднее – Картахена. В 218-206 гг. до н. э. значительную часть Иберийского полуострова, до реки Ибер (Эбро), завоевали римляне. Столицей римской Иберии был г. Кордуба (лат. Corduba), ныне Кордова, на реке Гвадалквивир в южной части страны.

Произведения испано-финикийского искусства демонстрируют характерный евразийский «звериный стиль», а также формы, близкие искусству Древнего Египта и Месопотамии. Название южной части страны – Андалусия (с городами Альмерия, Гранада, Кадис, Кордова, Малага, Севилья) возникло после завоевания ее в 406-409 гг. племенем вандалов (лат. Vandalusia). В 711-713 гг. полуостров подвергся нашествию арабо-берберских племен, переправившихся из Северной Африки через пролив «Геркулесовы столпы», который после этого стал называться Гибралтаром. Главная сила арабской конницы состояла из воинов племени берберов (возм. , от греч. barbarikos – «варвары»). Римляне называли их «маврами». Разгромив армию вестготов, мавры заняли весь полуостров, перешли Пиренеи, и только битва при Пуатъе в 732 г. (город в центре Франции на р. Луаре), окончившаяся победой франков под предводительством Карла Мартелла, спасла Европу от арабского нашествия. В XI-XII вв. в Испании происходило интенсивное развитие арабской культуры. Кордову, утопающую в роскоши, путешественники именовали вторым Багдадом. Произведения художественных ремесел этого времени принято в истории искусства называть

«испано-мавританскими», а памятники архитектуры, созданные исключительно арабами, чаще называют просто «мавританскими». Арабское завоевание не помешало развитию в Испании иудейской и христианской культур. Так, основанный в IX в. на месте захоронения мощей Св. Иакова Старшего город Сантьягоде-Компостела продолжал оставаться одним из главных мест паломничества христиан. В результате реконкисты (исп. reconquista – «отвоевание»), длительной войны VIII-XV вв. за возвращение земель, закончившейся в 1492 г. завоеванием Гранадского эмирата на самом юге Испании королем Фердинандом V Арагонским, стала складываться новая ренессансная культура. Но и после изгнания мавров в Испании продолжала развиваться арабская культура мустарибов, или мосарабов (исп. mozarab от искаж. арабск. musta’rib – «арабизировавшийся») – христиан, испытавших влияние арабских обычаев; а также «мудаджжанов» (арабск. mudadjjan – «получивший разрешение остаться»), более известных под прозваниями мудехары, или морйски. Оставшиеся в Испании мориски приняли христианство, но в XVI в. из-за притеснений подняли восстание, окончившееся неудачей, и в 1609 г. по приказу короля Филиппа III (1598-1621) были окончательно изгнаны из Испании. Исключительно сильно проявились черты восточного искусства в испанской архитектуре. Мечеть, построенная арабами в Кордове (VIII-Х вв. ), имеет все особенности, типичные для построек Ближнего и Среднего Востока: купола, мукарнаты («сталактитовые» своды), подковообразные арки с полосатой кладкой из камней разного цвета, изысканная ажурная резьба, геометрические орнаменты с вплетенными в них арабскими надписями. Полы и стены, что особенно важно в жарком климате, облицовывались глазурованными керамическими плитками – ацулеями (от арабск. azul – синий), с синей росписью по белому фону. В XII-XIV вв. в Гранаде, столице Андалусии, арабские мастера создали дворцовый комплекс – Альхамбру (от арабск. Al Hamra – «Красная», возможно, от того, что при свете костров или заходящего солнца стены крепости, выложенные из желтого камня, кажутся красными).

Альхамбра – шедевр мавританской архитектуры, олицетворение Райского сада на земле. В композиции ансамбля вода фонтанов и бассейнов, зелень кипарисов (кипарис у арабов – символ молчания) уподобляются описаниям Рая в Коране (рис. 289). Замечательные страницы посвятил Альхамбре, пораженный ее красотой, американский писатель В. Ирвинг: «С арабами-завоевателями в готскую Испанию вторглась иная, высшая образованность чувства и ума. Арабы тогда были смышленым, хитроумным, горделивым и мечтательным народом, вскормленным восточной наукой и литературой… На дальней чужбине они возлюбили землю, дарованную им, по их разумению, Аллахом, и постарались украсить ее всем, что только может послужить людскому благоденствию… на зависть всем христианским державам». Писатель определил стиль архитектуры Альхамбры как «чудесную смесь сарацинского с готским». В другой книге об истории Испании можно найти такую оценку: «Мавры не были варварами… Разбивая противников и вступая в их города, арабы находили какие-то жалкие лачуги, приюты дикарей… Когда же настала их очередь отступать и сдавать свои крепости, они оставляли победителю культурные страны с трудолюбивым и сведущим населением, богатые города с сокровищами знания и искусства… Роскошные дворцы были окружены там садами, где каждая пядь земли говорила о культуре, университеты являлись иредотсхчиет пауки, которая долго не снилась европейским схоластам, а потом потянула их на костры инквизиции». Помимо выдающихся памятников архитектуры, город Кордова в Андалусии славился выделкой «кордовских кож», или гвадамасйле, – тисненых кож, которыми отделывалась мебель и стены интерьеров во многих городах Европы XVI-ХVIII вв.ispano_mavrit

 
Андалусские города Альмерия, Малага и Мурсия с VIII в. были главными центрами производства вышитых шелковых тканей. Это искусство мавры заимствовали из древней Персии. Ткани изготавливались трех сортов: дибаж – затканные серебром в несколько оттенков, тираз – ткань, затканная арабскими надписями, и холас – дешевый сорт. Более ранний стиль декора из крупных цветов, привнесенный из персидского искусства, развивался вместе с мавританским искусством Кордовы. Второй, более поздний, стиль с причудливыми геометрическими «арабесками» и мотивами архитектурного декора именуют «стилем альхамбры». Рисунок в таких тканях строится согласно общему для всего мусульманского искусства принципу бесконечной инверсии геометрических фигур. Второй стиль достиг кульминации в XI в. после разделения Кордовского халифата на королевства Севилью, Гренаду, Толедо и Валенсию. В XIII в. появлялись ткани с геральдическими мотивами в восьмиугольных медальонах (композиционный принцип, выработанный в древней Месопотамии, Персии и Византии). Известно, что королева Изабелла (1479-1516) заказывала самые дорогие шелковые платья с золотым шитьем в Малаге; в 1499 г. она издала указ, запрещавший носить такие платья всем, кроме королевы, В XII-XIII вв. становятся известными керамические мастерские в арагонском городе Калатаюде и в Андалусии – Малаге, Альмерии, Мурсии. Там изготавливались стеклянные и глиняные «позолоченные» сосуды – так называли покрытие люстром, глазурью с металлическим отблеском. Искусство люстрирования также было принесено в Испанию с Ближнего Востока, из Персии, Сирии. Самые знаменитые произведения этого рода, относящиеся ко второй половине XIV в. , – большие вазы с суживающимся книзу ту ловом. Они называются «альгамбрскими», потому что большая их часть была найдена в XVI в. в одном из помещений дворца Альхамбра. Одну из таких ваз в 1871 г. обнаружил испанский живописец М. Фортуни в маленькой церкви местечка Салар близ Гранады. Ваза служила подставкой для чаши со святой водой. Она имеет куфические надписи и декорирована перламутровым люстром. По рисунку Фортуни в Риме был изготовлен для этой вазы бронзовый четырехножник с головами львов. В 1875 г. ваза приобретена известным коллекционером А. Базилевским, в 1885 г. в составе его коллекции поступила в Эрмитаж в Петербурге, где хранится по настоящее время. В 1878 г. «ваза Фортуни» демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже. Три другие похожие вазы найдены в самой Альхамбре, еще одна – в окрестностях. Ныне они находятся в музеях Мадрида, Палермо, Стокгольма, Берлина. Предполагается, что все вазы подобного типа изготавливались в мастерских Малаги для Альхамбры, поэтому они именуются также «малагскими» (исп. «Obra de Melica»). Еще одно название – «крылатые» (по характерной форме больших ручек). В 1487 г. Малага был взят испанскими войсками, и производство фаянса стало приходить в упадок.

Другим значительным центром испано-мавританской керамики были мастерские в селениях вокруг Валенсии, города на востоке Испании, близ побережья Средиземного моря. Валенсия (лат. Valentia Edetanorum – Крепость эдитанов) основана римлянами в 138 г. до н. э. В XII-XIII вв. она стала центром арабской культуры в Испании, с 1031 г. – столицей независимого мавританского государства, отделившегося от Кордовского халифата. В 1238 г. завоевана Арагоном. Все это время мавры продолжали заниматься своими ремеслами, но не в самом городе, а главным образом в окрестностях (отсюда название с игрой слов: «Terra de Valencia» – «Земля Валенсия», «керамика Валенсии»). Валенсийские фаянсы узнаются по сочетанию золотистого или красно-медного люстра с темно-синей краской. Большие толстостенные блюда с широким бортом украшались растительным орнаментом – мореской, в центре часто помещался герб Валенсии – орел Св. Иоанна Евангелиста. Орнамент располагался концентрическими или радиальными поясами, в середине изображались гербы знатных итальянских фамилий в свободной, широкой, почти небрежной манере. Эти изделия производились на экспорт, в Италию. Для валенсийских фаянсов типичен также натуральный растительный орнамент из «ягодок», заключенных в круги побегов и зубчатых листьев, похожих на греческий акант, темно-синей краской на пунктированном – состоящем из мелких точек – фоне. Встречаются надписи готическим шрифтом. Такие изделия, очевидно, выполнены не маврами, а испанскими ремесленниками, но объединяются общим «испано-мавританским стилем».

В конце XV в. появляются мотивы цветов брионии и виноградной лозы с мелкими листьями и «усиками». Они получили название «персидские цветы» (франц. a fleurs perses). На рубеже XV-XVI вв. появляется особенно блестящий золотистый люстр, синяя краска почти исчезает, вводятся рельефные элементы, усиливающие металлический отблеск, отчего изделия действительно кажутся позолоченными. В центре блюда обычно делалась сферическая выпуклость – омбилик. Для испано-мавританских фаянсов характерна предельная плотность росписи по принципу восточного «коврового стиля», усиливающая нарядность, декоративность. Изделия валенсийских мастерских находят во Франции, в Англии – некоторые блюда извлечены со дна Темзы. Их изображения можно видеть на картинах итальянских живописцев – Ф. Липпи, Д. Гирландайо. Эти предметы показаны как драгоценное убранство интерьеров эпохи Итальянского Возрождения. Еще один характерный тип изделий – аптекарские сосуды цилиндрической формы со слегка вогнутыми стенками, на низкой кольцевидной ножке. А. Кубе производит их позднейшее итальянское название «альбарелли» («беленые») от арабск. «маленькое деревце», в подтверждение происхождения таких сосудов и Востоке, в подражание суставам тростника и бамбука. В похожих деревянных сосудах в Европу ввозили ароматические вещества. Среди куфических надписей на разных изделиях часто встречается слово «alafia» (арабск. «благодать, благополучие»). В декоре фаянсов и шелковых тканей перемешиваются изображения реальных и фантастических зверей, сражений испанских рыцарей с маврами, несуществующих гербов и нечитаемых псевдоарабских надписей. Композиции напоминают филигранную работу ювелиров, в которых сближаются черты мусульманского и европейского христианского искусства.

Испания XVI в. – это уже другая страна. С XVII в. искусство Испании развивается в русле общих для Европы исторических периодов, художественных направлений и стилей. Однако национальные традиции испанского искусства не забывались и в XX столетии.

 
Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства
Власов В.Г.

Поделиться записью

Оставить комментарий

Your email is safe with us.