Share

К

К

Кабанчик — тип пустотелого облицовочного кирпича с продороженными посредине постелями, позволяющими легко раскалывать его на две половинки, каждая из которых может применяться в качестве облицовочной.

Кабельная галерея — надземное/наземное/подземное горизонтальное/наклонное протяженное проходное сооружение, предназначенное для прокладки электрических кабелей.

Кабельная камера — подземное кабельное сооружение, закрываемое глухой съемной плитой, предназначенное для укладки кабельных муфт или для протяжки кабелей в блоки.

Кабельная шахта — вертикальное кабельное сооружение, у которого высота в несколько раз больше стороны сечения, снабженное скобами или лестницей для передвижения людей.
Кабельный канал — закрытое и заглубленное в грунт, пол, перекрытие и т.п. непроходное сооружение, предназначенное для размещения в нем электрических кабелей.
Кабельный колодец — кабельная камера, имеющая люк для входа в нее.
Кабельный лоток — Открытая конструкция, предназначенная для прокладки проводов и кабелей.

Каблучок — архитектурный облом, состоящий из выпуклой и вогнутой дуг. Прямой каблучок (выпуклая дуга наверху) используется в капителях, карнизах; обратный каблучок (выпуклая дуга внизу) – в базах колонн, цоколях. Подробнее см. Обломы архитектурные.

Каланча (тюрк., от араб. kal`a – крепость) — возвышающаяся над зданием башня для наблюдения за возникновением пожаров. Каланчи имели колокол, площадку для дежурного и мачту для сигнализации флагами и фонарями. С развитием телефонной связи каланча потеряла свое значение.

Каменные материалы — стественные и искусственные камни, удовлетворяющие определённым требованиям по прочности на сжатие, морозостойкости, теплопроводности, водостойкости, водопоглощению, воздухостойкости, форме, размерам и фактуре лицевой поверхности. К естественным Каменным материалам относят строительные материалы, получаемые в результате механической обработки горных пород (гранит, диорит, сиенит, базальт, вулканический туф, известняки), которые различаются видом обработки: а) добываемые выпиливанием из массива (изделия для каменной кладки, мраморные блоки); б) выкалыванием (гранитные блоки); в) пилёные из блоков-полуфабрикатов с последующей обработкой (облицовочные плиты); г) колотые (бортовой камень); д) глубококолотые без последующей обработки (брусчатка); е) дроблёные (щебень, каменная крошка, песок); ж) молотые (минеральный порошок). К искусственным Каменным материалам относят: кирпич глиняный обыкновенный (полнотелый), пористый, пустотелый, пористо-пустотелый, силикатный; крупные блоки и панели из обычного (тяжёлого) силикатного и лёгкого бетонов.
Каменное литьё — строительные изделия, получаемые отливкой минерального расплава в земляных или металлических формах с последующей термической обработкой и охлаждением; в зависимости от сырья и цвета различают: тёмные — из горных пород и шлаков (рифлёные и гладкие плитки для полов) и светлые — из чистого кварцевого песка и осадочных горных пород (облицовочные плитки, плиты и фасонные детали, плитки для обозначения уличных переходов).
Каменные конструкции — части зданий и сооружений (фундаменты, стены, перекрытия, арки, дымовые трубы и т.п.), возведенные, как правило, из местного сырья.
Каменные работы — вид строительных работ, выполняемых при возведении конструкций из штучных камней и блоков. Каменные работы подразделяют на кладку мелких камней и монтаж крупных блоков. К кладке мелких камней относят бутобетонную кладку из естественных камней неправильной формы (бут) и бетонной смеси (преимущественно для подземных конструкций при промышленном и гидротехническом строительстве) и бутовую кладку из таких же камней на растворе, кирпичную кладку (стены, столбы и другие части зданий) из глиняного и силикатного кирпича обыкновенного и лёгкого (пустотелого, пористого) стандартных размеров, кладку керамических камней с щелевидными пустотами (используется для стен каркасных зданий и несущих стен ограниченной этажности), кладку из мелких блоков (до 32 кг), преимущественно на лёгких заполнителях. К монтажу крупных блоков относят крупноблочную кладку стен и фундаментов сооружений. Для кладки наземных стен применяют сплошные и пустотелые блоки из бетонов на лёгких заполнителях, из ячеистых бетонов, силикатной массы, кирпича, а также пилёные из лёгких естественных пород (туфы, ракушечники).
Камень бутовый — куски природного камня размером 150—500 мм. Камень бутовый может быть рваным или плитняковым. Применяют камень бутовый для устройства фундаментов, кладки стен некоторых сооружений, отсыпки или бетонирования определенных частей гидротехнических сооружений.
Камень керамический — пустотелый строительный материал изготавливаемый из глинистого сырья с различными добавками. Камень керамический отличается от кирпича несколько большими размерами. По средней плотности камень керамический подразделяется на эффективные (не более 1450 кг/ м куб.) и условно эффективные (1450—1600 кг/ м куб.). Камень керамический различается также по марке, плотности и морозостойкости.

Камин — открытый очаг, предназначенный для обогрева помещения. К основным частям камина относятся: топливник — ниша, в которой происходит сгорание топлива; под — своего рода колосник, на который укладывают топливо; дымоход – дымовая труба, отводящая продукты сгорания; зольник — выдвижная металлическая емкость для сбора золы. Камин обладает малым КПД (5—20%), поэтому имеет в основном декоративное значение. К положительным качествам камина можно отнести усиленную вытяжку комнатного воздуха, что хорошо вентилирует помещение.

Кампанила (итал. campanile) — в итальянской архитектуре средних веков и Возрождения четырехгранная или круглая многоярусная башня-колокольня, обычно стоящая отдельно от храма.

Камышит — теплоизоляционный строительный материал в виде плит, спрессованных из стеблей камыша (или тростника) и скреплённых стальной оцинкованной проволокой. Камышит применяют для теплоизоляции ограждающих конструкций и заполнения каркасных стен в зданиях.

Канефора — органично вписанное в архитектуру здания скульптурное изображение женской фигуры, играющее конструктивную роль. Канефора выполняет функции колонны.

Каннелюры (от франц. cannelure – желобок) — вертикальные (на стволе колонны или пилястры) и горизонтальные (на базе колонны ионического ордера) желоба. Делаются либо вплотную одна к другой (дорический ордер), либо с небольшими промежутками (ионический ордер).

Капелла (позднелат capella, итал. capella — часовня) — в католической и англиканской архитектуре небольшое сооружение или помещение для молитв одного знатного семейства, для хранения реликвий, размещения певчих и т.д. Капеллы находились в храмах (в боковых нефах или вокруг хора — «венец капелл» в готической архитектуре), а также в замках и дворцах. Строились также отдельно стоящие капеллы (например, Сикстинская капелла).

Капитальное строительство — строительство любых объектов, для возведения которых требуется проведение земляных и строительно-монтажных работ по устройству заглубленных фундаментов, возведению несущих и ограждающих конструкций, подводке инженерных коммуникаций.

Капитальный ремонт — комплекс строительных и организационно-технических мероприятий, направленных на устранение физического износа сооружения, не связанный с изменением основных технико-экономических показателей здания и его функционального назначения.

Капитель (от позднелат. сapitellum — головка) — пластически выделенная венчающая часть вертикальной опоры (столба или колонны), передающая ей нагрузку от архитрава и других расположенных выше частей здания (или образно выражающая эту функцию, например, в пилястре). Известны в зодчестве Древнего Востока. В античную эпоху сложились три основных классических типа капителей: дорическая, ионическая, коринфская (см. подробнее: Ордера архитектурные). Своеобразные типы капителей были созданы в Китае, Японии, Мексике, в византийской, романской, готической, древнерусской архитектуре, архитектуре Армении, Грузии, Средней Азии. С эпохи Возрождения широко варьировались типы античных капителей.

Каптаж — колодец или приемная камера для сбора подземных родниковых вод в местах их выхода на поверхность.

Караван-сарай (перс., буквальн. — дом караванов) — постоялый двор в городах и на торговых путях Ближнего Востока, Средней Азии, Закавказья. Караван-сараи известны с древности, широко распространились в 9-18 вв. в связи с ростом городов и усилением транзитной караванной торговли. Известны зальные караван-сараи (встречаются в Азии) — прямоугольные здания, разделенные на нефы (средний неф — для людей и товаров, боковые — для животных). Наиболее распространен тип караван-сарая с внутренним двором, окруженным одно- и двух- (реже — трехэтажными) помещениями (вверху обычно гостиница, внизу склады и стойла). Караван-сараи укреплялись стенами либо присоединялись к рабатам. С развитием железных дорог потеряли свое значение.

Кариатида (греч.) — скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в здании. Кариатиды были широко распространены в античной архитектуре и европейском зодчестве XVII-XIX вв.

Каркас — (ит.carcassa) — несущая основа конструкции здания, состоящая в основном из колонн и опирающихся на них ригелей, прогонов, ферм, на которые укладываются элементы перекрытия и покрытия; Каркасы соответственно типам зданий, в которых они применяются, бывают одно- и многоярусные, одно-, двух-, многопролётные с расположением в плане основных несущих конструкций в поперечном или в обоих направлениях здания. Кроме зданий с полным Каркасом, воспринимающих все действующие нагрузки и собственную массу конструкций, применяются также здания с неполным (внутренним) Каркасом, когда наружные стены (без колонн) совместно с Каркасом являются несущими конструкциями. Расположение колонн в каркасных системах определяется условиями планировки и конструктивным решением сооружения, включающим соображения по унификации всех элементов. Каркас зданий выполняют из железобетона, стали, алюминиевых сплавов, дерева и частично каменной кладки. Сборные железобетонные Каркасы, широко используемые в современном строительстве, по способу опирания горизонтальных элементов на колонны бывают консольными, когда ригели опираются на консоли, выпускаемые из колонн, либо на уступы и гнёзда, оставляемые в колоннах, при этом стыки колонн могут быть в пределах этажа, а колонны возможны многоярусные; платформенными, когда ригели опираются на торцы одноэтажных колонн, а стыки колонн совмещаются с узлами опирания. Используют также Каркасы, ригели которых входят в состав крупнопанельных элементов перекрытий на комнату (безригельные Каркасы). Монолитные железобетонные и стальные Каркасы применяют в уникальных зданиях — больших цехах, выставочных павильонах, трибунах стадионов и др. Широко используют конструкции сборных Каркасов из колонн, подкрановых балок и ферм для одноэтажных и полные Каркасы для многоэтажных промышленных зданий различного назначения. В жилищном строительстве полные каркасные системы предназначены для домов сельского и поселкового типа, а неполные — для многоэтажных зданий с кирпичными и крупнопанельными наружными несущими стенами.

Карниз (нем. Karnies; первоисточник: греч. korwnis — заключение, конец) — горизонтальный выступ на стене, поддерживающий крышу (покрытие) здания и защищающий стену от стекающей воды; имеет также декоративное значение. Карниз бывает верхний (венчающий, например, в антаблементе) и промежуточный.

Картуш (франц. cartouche, от итал. cartoccio — сверток, кулек) — украшение в виде щита или не до конца развернутого свитка, на котором помещается герб, эмблема или надпись. Лепные и резные картуши украшали входы во дворцы. Были распространены в 16 —18 вв.

Каскад (франц. сascade, от итал. cascata, от cascare — стремительно падать вниз) — естественный или искусственный водопад, низвергающийся уступами. В парковой архитектуре каскады создаются расположением на разных уровнях водоемов, ступеней и уступов, по которым стекает вода. Знамениты каскады итальянских вилл (д`Эсте в Тиволи, 1550-72 гг., арх. П. Лигорио), в парке Петродворца.

Кассеты, кассетоны, кессоны (итал. cassetta) — квадратные или многоугольные углубления на потолке или внутренней поверхности арки, свода или потолка. Играют конструктивную и декоративную роль, а также применяются для улучшения акустики помещений.

Катакомба (итал. сatacomba, от позднелат. catacumba — подземная гробница) — подземные помещения искусственного или естественного происхождения. Использовались в древности для совершения религиозных обрядов и для погребения умерших. Наиболее обширны римские катакомбы (2—4 вв.) — разветвленные лабиринты узких галерей и небольших залов; некоторые украшены росписями (позднеантичные и раннесредневекового времени). Сходные с катакомбами сооружения сохранились в Киево-Печерской лавре.

Кафедра (греч. kathedra — сидение, скамья) — в христианской церкви возвышение, с которого произносятся проповеди. Кафедры богато украшались резьбой, статуями, рельефами. В мусульманских мечетях такие кафедры называют минбарами.

Квадр (от лат. quadrum — четырехугольник) — каменный блок в форме параллелепипеда, употребляемый для кладки стен и сводов.

Квартал — ограниченная с четырех сторон улицами часть застроенной территории населенного пункта, предполагающая целостность архитектурного замысла и соблюдение экономических противопожарных и санитарно-гигиенических требований.

Кварциты — плотные и крепкие зернистые горные породы, состоящие почти полностью из кремнезема. Используются как строительный камень, абразивный и кислотоупорный материал, в виде флюса в металлургии и для производства огнеупорного кирпича.

Керамзит — искусственный заполнитель для легких бетонов (керамзитобетон). Керамзит получается в результате вспучивания гранул легкоплавких глинистых пород при их обжиге. Керамзит выпускается в виде щебня или гравия диаметром 5— 40 мм. Кроме того, керамзит используется в качестве теплоизоляционной засыпки.
Керамзитобетон — разновидность лёгкого бетона, в котором крупным заполнителем служит керамзит, а вяжущим — цемент, строительный гипс, синтетические смолы и т.п.; является важнейшим материалом для крупных однослойных стеновых панелей, для панелей перекрытий и покрытий, панелей совмещённых крыш и др.

Керамика — материалы и изделия из минерального сырья (глины), полученные путем обжига при высоких температурах.
Керамическая плитка для полов, метлахская плитка — обожженные до спекания плитки из глины с добавлением красителей. Лицевая сторона может быть рифленой, гладкой, со вдавленным рисунком и т. п. Укладывается на цементно-песчаную стяжку или специальные мастики. Название «метлахская плитка» произошло от наименования германского города Метлах, в котором было организовано первое промышленное производство.
Керамическая плитка облицовочная — обожженные до спекания плитки, применяемые для облицовки стен. Различают фарфоровые, фаянсовые и гончарные плитки. Лицевая сторона имеет рифленую покрытую глазурью поверхность, внутренняя – насечку для лучшего сцепления с раствором или мастикой.
Керамика фасадная — изделия, предназначенные для облицовки фасадов, находят применение и в декоре интерьеров; условно делятся на три группы: лицевые кирпичи и камни; плиты (и плитки) фасадные облицовочные; архитектурно-художественные детали (фризы, барельефы, кронштейны и др.). Облицовочные кирпичи изготавливаются тех же стандартных размеров, как и обыкновенные, что объясняется необходимостью перевязки облицовочного кирпича с обыкновенным в процессе кладки. Размеры облицовочного кирпича должны быть строго правильными, а расцветка отвечать выбранному тону. Поскольку облицовочный кирпич должен обладать стойкостью против всякого рода атмосферных воздействий, его наружная поверхность часто глазируется. Для облицовки или изготовления архитектурных деталей используются профильные керамические изделия (архитектурно-художественные).

Киворий (греч. kiborion) — первоначально — сосуд для питья; в христианских храмах — дарохранительница, помещавшаяся под алтарной сенью. Позже киворием стали называть алтарную сень, обычно поддерживаемую колоннами и богато украшенную. См. также балдахин.

Киматий — (гр. kimathion) — 1) любой криволинейный облом (см. Обломы архитектурные); 2) верхний криволинейный облом карниза, пьедестала и т.п.; 3) в наиболее употребительном смысле Киматием называется только венчание классического карниза независимо от его характера.

Кирпич — распространённый строительный материал, искусственный камень, различающийся способом его производства, маркой (средний предел прочности на сжатие), плотностью. В строительстве применяют глиняный обыкновенный пластического или полусухого прессования, силикатный известково-песчаный сплошной, известково-шлаковый, строительный облегчённый (высокопористый), многодырчатый пластического прессования и др. Стандартные размеры кирпича 250×120×65 мм; длинные боковые поверхности кирпича называются ложками, короткие — тычками.
Кирпич керамический — каменный штучный пустотелый или полнотелый строительный материал правильной формы, изготавливаемый из глинистого сырья путем обжига. Подразделяется на марки по прочности (от 75 до 300) и морозостойкости (от 15 до 50). По теплотехническим свойствам и плотности выделяют эффективный (1450 кг/м куб.), условно эффективный (1450–1600) и обыкновенный кирпич (свыше 1600).
Кирпич керамический двухслойный — облицовочный кирпич, тонкий (3–5 мм) наружный слой которого состоит из глин приобретающих при обжиге розовато-бежевый оттенок. Тело такого кирпича состоит из обычных глин, применяемых для производства красного керамического кирпича. Имеет и другое название: кирпич ангобированный.
Кирпич клинкерный — керамический строительный материал, изготовленный из глинистого сырья и обожженный до полного спекания. Кирпич клинкерный используется для мощения.
Кирпич лекальный — изготовленный по специальным рисункам и вытесанный по лекалу кирпич, применяемый для декоративной отделки карнизов, углов, арок. На профессиональном языке каменщиков — штучный набор.
Кирпич силикатный — строительный материал, изготавливаемый из смеси кварцевого песка и извести. Кирпич силикатный применяют при возведении несущих стен многоэтажных зданий.
Кирпичная кладка — способ размещения кирпичей при возведении стены с тем или иным чередованием ложковых или тычковых рядов с целью достижения перевязки швов; различают две системы Кирпичной кладки: двухрядную или цепную (поперечные швы в этой системе перекрываются на ¼ кирпича, а продольные на ½ кирпича), и шестирядную, или ложковую (пять ложковых рядов чередуются с одним тычковым, где в каждом ложковом ряду поперечные швы перевязаны на ½ кирпича, продольные же вертикальные швы, образуемые ложками, перевязаны тычковыми рядами через каждые пять ложковых рядов); в ряде случаев для облегчения стен используется колодцевая кладка, система которой включает две параллельные лицевые стенки толщиной в ½ кирпича каждая, между которыми, на расстоянии от 2 до 4 кирпичей, располагают поперечные стенки в ½ кирпича (диафрагмы), обеспечивающие жёсткость; другим вариантом облегчённых стен является Кирпичная кладка с внутренней теплоизоляцией из плит или панелей (гипсовых, гипсошлаковых, пенобетонных и др.).

Кислотоупорные материалы — материалы, предназначенные для сооружений и конструкций, работающих в агрессивной среде; подразделяются на металлические (низколегированные и высоколегированные стали) и неметаллические (пприродные горные породы, такие, как гранит, кварцит, туф, керамика, асбест, и искусственные на основе кислотоупорных минеральных вяжущих, как, например, цементы, бетоны, растворы). В строительстве применяются для устройства вентиляционных и дымовых труб, резервуаров и др.

Кладка —1) процесс исполнения части здания или сооружения укладкой небольших по размерам строительных изделий (плинфа, кирпич, камни, блоки) в соответствии с архитектурно-художественными и конструктивными требованиями; 2) исполненная часть здания или сооружения укладкой тех же небольших изделий. Методы и приёмы строительства с использованием кладочных элементов небольшой величины и различной конфигурации позволяют создавать интересные по композиционному замыслу и декору виды каменной кладки.
Кладка каменная — кладка, состоящая из уложенных в определенном порядке (с перевязкой) камней или кирпичей. Основная цель перевязки — придание конструкции монолитности путем укладки камней каждого верхнего ряда таким образом, чтобы вертикальные швы между ними не совпадали с вертикальными швами между камнями нижнего ряда. Существует несколько систем перевязки: многорядная (римская); двухрядная (цепная); крестовая; готическая (польская) и голландская.
Кладка полигональная — каменная кладка цокольной части стены здания, выполненная из притесанных друг к другу многоугольных камней.
Цепная (двухрядная) кладка — кирпичная кладка, перевязка в которой осуществляется чередованием тычковых и ложковых рядов с перекрытием всех вертикальных швов.
Циклопическая кладка — кладка стен сооружений из больших отесанных каменных глыб без применения связующего раствора.

Клеть — прямоугольный в плане бревенчатый сруб. Также клеть — холодная (без отопления) изба, кладовая, амбар.

Клинкер — (нем. Klinker) — 1) цементный — полупродукт, получаемый (в виде гранул) при обжиге тонкоизмельчённой смеси известняка с глиной. Применяется в производстве цементов; 2) дорожный — высокопрочный кирпич, получаемый из специальных глин обжигом до спекания. Используется для мощения дорог, полов в промышленных зданиях и т.д.

Клуатр (франц. cloitre, от лат. claustrum — закрытое место, позднее — монастырь) —закрытый двор в католическом монастыре, окруженный внутренней галереей. Характерен для романской и готической архитектуры.

Когезия — сцепление между находящимися в контакте поверхностями двух однородных по составу тел.

Ковка — способ обработки металла давлением, при котором в результате многократного прерывистого ударного воздействия инструмента на заготовку (преимущественно нагретую) она приобретает заданную форму и размеры; производится на прессах, молотах или ковочных машинах. Кованые изделия (ограды, балконные решётки, ворота, фонари) служат декоративным элементом, дополняющим архитектуру. В настоящее время кованые изделия применяются в декоре интерьеров и фасадов общественных зданий, при реставрации памятников архитектуры.

Кокора — в деревянном зодчестве ствол, как правило — ели, с одним ответвленным корнем, образующим крюк. Кокора использовалась в качестве стропила при устройстве безгвоздевых кровель.

Кокошник — в русской церковной архитектуре XVI-XVII вв. полукруглая или килевидная фальшивая закомара, имеющая декоративное назначение. Располагаются на стенах, сводах, а также уменьшающимися кверху ярусами у оснований шатров и барабанов глав.

Колер — (от лат.color — цвет) — цвет краски, оттенок её, густота, яркость; в малярных работах Колером обычно называют готовый к употреблению красочный состав.

Колокольня — башня с открытым ярусом для колоколов. Ставилась рядом с храмом или включалась в его композицию. В средневековой русской архитектуре известны столпообразные и шатровые колокольни наряду со звонницами стенообразного и палатного типа. См. также кампанила.

Колонна (франц. colonne, от лат. columna — столб) — архитектурно обработанная, круглая в поперечном сечении вертикальная опора, стержневой элемент архитектурных ордеров. Возникла как простейший элемент стоечно-балочной конструкции; получила художественную интерпретацию и классические формы в искусстве Древнего Египта и Древней Греции. В классических архитектурных ордерах главная часть колонны – ствол (фуст) – обычно утончается кверху, иногда имеет небольшое расширение — энтазис — и обрабатывается вертикальными желобками — каннелюрами. Ствол покоится на простой или сложной базе и увенчивается капителью. Колонны применяются в композиции как фасадов зданий, так и их внутреннего пространства; ее художественная выразительность и значение определяются пропорциями, членениями, пластической обработкой, а также соотношением высоты и диаметра с интерколумнием и размерами сооружения в целом. Отдельно стоящие колонны, часто увенчанные скульптурой, обычно служат памятниками (Александровская колонна). В каркасных зданиях колонны (каменные, железобетонные, металлические, деревянные) — один из основных элементов каркаса, воспринимающих нагрузку от прикрепленных к ним или опирающихся на них других элементов (балок, ригелей, ферм).
Колоннада (франц. colonnade ) — ряд или ряды колонн, антаблементом, часто — общим перекрытием. В наружной композиции здания колоннада применяется в виде портиков и галерей, примыкающих в к зданию, соединяющих его обособленные объемы и зрительно связывающих его с пространством двора или площади, а также с окружающей природой. Иногда колоннада является самостоятельным сооружением (преимущественно в садово-парковом искусстве). Внутри здания колоннады обрамляют крупные залы, расчленяют или связывают отдельные части парадного интерьера.

Колорит — (ит.colorito от лат. color — цвет, краска) — система соотношений цветовых тонов, образующая по законам гармонии определённое единство; одно из важных средств художественного декора; в архитектуре система цветовых отношений обычно называется полихромией.

Коммунальная гигиена — раздел гигиены, изучающий влияние на здоровье людей внешней среды в условиях городов и других населённых мест; её важнейшей задачей является разработка гигиенических нормативов и требований к планировке и застройке, выполнение которых способствует созданию среды, благоприятной для жизни и деятельности населения. Границы Коммунальной гигиены чрезвычайно широки и включают такие важные аспекты, как санитарная климатология (инсоляция, аэрация, ветровой режим и др.), охрана атмосферного воздуха, почв и водоёмов (очистные сооружения, санитарно-защитные полосы, озеленённые зоны и др.), гигиена планировки населённых мест (плотность застройки, санитарная защита жилых зон от производства, озеленение, санитарная очистка и т.д.).

Композитный ордер — или сложный — произведение античной римской архитектуры. Композитный ордер составлен из элементов коринфского и ионического; сохраняя в целом пропорции коринфского ордера, носит подчёркнуто декоративный характер, что особенно наглядно проявляется в излишне сложной капители (диагональная ионическая капитель наложена на часть коринфской с двумя её рядами акантовых листьев).

Композиция — (от лат.compositio — сочинение, составление) архитектурная — сочетание и взаимосвязь всех элементов сооружения, которые в результате создают закончённость и целостность архитектурного произведения; это понятие применимо к творческому процессу архитектурного проектирования (к проекту) и к научной дисциплине, излагающей закономерности, категории и средства Композиции; к ним относятся такие категории, как объёмно-пространственная Композиция, тектоника, средства гармонизации (симметрия и асимметрия, ритм, масштабность, пропорции, контраст, нюанс), дополнительные средства Композиции — цвет, орнамент, живопись и скульптура.

Кондиционирование воздуха — создание и поддержание в закрытых помещениях и транспортных средствах состояния воздушной среды, наиболее благоприятного для самочувствия людей, протекания технологических процессов, работы оборудования и т.п. Системы Кондиционирование воздуха включают технические средства для охлаждения (подогрева), очистки, увлажнения (осушения) и перемешивания воздуха, а также автоматического регулирования его температуры, влажности, давления, состава, скорости движения.

Конёк, конь, князек, князь — в русском деревянном зодчестве скульптурное завершение венчающего крышу бревна — охлупня в виде изображения коня или птицы. В современном употреблении конек — верхнее ребро (гребень) двухскатной или четырехскатной крыши.

Поделиться записью

Оставить комментарий

Your email is safe with us.