Share

М

М

Мутулы (от лат. mutulus) — плоский наклонный выступ под выносной плитой карниза в дорическом ордере, прототипом которого были, по-видимому, стропила двухскатной крыши в древнегреческой деревянной архитектуре.

Мукарны, мукарнасы, сталактиты — в архитектуре Ближнего и Среднего Востока декоративные выступы призматической формы, расположенные нависающими друг над другом рядами на сводах ниш, тромпах, полукуполах и т.д. Напоминают сталактиты в пещерах.

Мрамор — карбонатная горная порода, образующаяся при перекристаллизации известняков. Мрамор хорошо полируется. Применяется мрамор в качестве облицовочного строительного материала.

Мраморная крошка — заполнитель для штукатурных растворов и декоративных бетонов. Мраморная крошка состоит из отходов получаемых при разработке мраморных карьеров и изготовлении мраморных изделий.

Мраморная пудра — измельченный до порошкообразного состояния белый мрамор. Применяется в качестве добавки к цементу, извести или гипсу при изготовлении декоративных штукатурных растворов.

Мост — 1. Инженерное сооружение перекинутое через препятствие (река, овраг, дорога). Состоит из опор и пролетов. Промежуточные опоры называются быками, крайние — устоями. 2. В деревянном зодчестве — перекрытие, пол деревянного рубленного строения.

Морозостойкость — способность материала после насыщения его водой выдерживать определенное количество циклов замораживания — оттаивания без ухудшения свойств ниже установленного предела.

Монумент — (лат.monumentum от monere — напоминать) — отдельно стоящий или входящий в архитектурно-скульптурный комплекс (обелиск, колонна, статуя и др.) памятник выдающемуся историческому событию или лицу, например, один из лучших конных монументов в Европе — памятник Петру I на берегу Невы в Санкт-Петербурге (1782 г. скульптуры Э.М.Фальконе и М.А.Колло).

Монументальность — в архитектуре — художественная категория, выражающая общественно значимое содержание (функцию) сооружения, воплощённое в величавом эстетическом образе; понятие монументальности как художественной категории исторически менялось в зависимости от общественных требований, от типов сооружений, материалов, конструкций, представлений о возвышенном и незыблемом облике зданий и т.п.

Монокоттура — эмалированные обожжённые плитки с цветной или белой эмалью, сформованные путем прессования. Технология производства монокоттуры, предусматривает лишь одну процедуру обжига, которому подвергаются одновременно и основа, и эмаль.

Монастырь (греч. monasthrion – уединенное жилище, от monas — одинокий и threw — оберегать) — общины монахов (мужские монастыри) или монахинь (женские монастыри), принимающие единые правила жизни (устав). Древнейшие монастыри — буддийские — появились во 2 пол. 1 тыс. до н.э. в Индии и распространились в странах Южной и Юго-Восточной Азии. Пещерные монастыри в Индии (в Аджанте, II в. до н.э. — VII в. н.э.) и Китае (Цяньфодун близ Дуньхуана, 353 —366 гг.) включали вырезанные в скале молитвенные залы (чайтья) со ступами, кельи, монашеские общежития (вихара), трапезные, библиотеки. Монастыри из наземных построек в Китае, Японии, Юго-Восточной Азии (Лингусы в Нанкине, Китай, XIV — XVII вв.) имели характер живописных комплексов, состоящих из молитвенных и жилых сооружений, мемориальных храмов и пагод, или регулярных осевых ансамблей смежных дворов, окруженных деревянными храмами-павильонами. Ламаистские монастыри Тибета (обычно располагавшиеся по склонам гор), Монголии, Бурятии, Калмыкии в основном представляли собой регулярные комплексы из ярусных храмов и домов лам.

Модульон, модильон

Модульон, модильон (франц. modiglione) – архитектурная деталь типа кронштейна, которая поддерживает выносную плиту венчающего карниза, преимущественно в ордерной архитектуре. Иногда модульон играет только декоративную роль.

Модуль — (от лат.modulus — мера) — условная единица в архитектуре и строительстве, принимаемая для выражения кратных соотношений размеров частей здания или сооружения с целью их координации, придания зданию, сооружению или их частям соизмеримости. В качастве Модуля принимают меру длины (метр) или размер одного из элементов здания. Например, в классической ордерной системе Греции такой мерой, или Модулем, был диаметр нижнего основания колонны (в древнеримской — её радиус); введение модульных соотношений облегчало процесс возведения зданий из отдельных элементов (каменных блоков); появившись как следствие практической необходимости, модуль приобрёл значимый художественный смысл в архитектуре, так как позволил устанавливать простые, легко воспринимаемые соотношения (пропорции) сооружений. В современном строительстве модуль явился необходимой предпосылкой типизации и унификации всех строительных элементов и габаритов зданий в целях массового изготовления деталей в заводских условиях и монтажа их на строительной площадке.

Модулор — средство пропорциональной организации пространства с помощью логически разработанной арх. Ле Корбюзье линейки мер и названной им «модулором»; приняв за исходную величину пропорции человека — его средний рост (1,83 м) и высоту с поднятой рукой (2,26 м), Ле Корбюзье создал две шкалы измерений, метрические ряды которых удачно согласуются со всеми параметрами человека, упрощают взаимосвязь последних со строительными габаритами пространства. Модулор должен быть положен в основу разработки сборных конструкций заводского изделия.

Модернизм — (фр.modernisme) – обобщающее наименование ряда художественных течений в искусстве XX в.

Модернизм(итал. modernismo «современное течение» от лат. modernus «современный, недавний») — направление в искусстве и литературе XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлеченностью) стиля. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй же половине века она была подвергнута развёрнутой критике. Термин «модернизм» присущ только отечественной искусствоведческой школе, в западных источниках — это термин «modern». Так как в русской эстетике «модерн» означает художественный стиль предшествующий модернизму, необходимо различать эти два понятия, дабы избежать путаницы.

Модерн — (от фр. moderne — современный) или Ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство») — художественное направление в искусстве, бывшее популярным во второй половине XIX — начале XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани (англ.)) в США, «ар-нуво» и «fin de siecle» (букв. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем. Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Голландии, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии.

Мипора — (минеральный пористый) – жёсткий пенопласт на основе мочевино-формальдегидной смолы. Огнестоек; недостаточно устойчив в агрессивных средах, легко впитывает влагу. Мипора обладает малой прочностью, низким коэффициентом теплопроводности, не горит, стоек к воздействию микроорганизмов; используется в качестве тепло- и звукоизоляционного материала при строительстве жилых и промышленных зданий.

Минеральная вата — теплоизоляционный строительный материал, получаемый переработкой расплавов металлургических шлаков или некоторых горных пород; широко используется благодаря значительным сырьевым ресурсам, несложной и экономичной технологии производства; находит применение в строительных конструкциях (в том числе крупнопанельных), из Минеральной ваты производят войлок, делают маты, плиты, скорлупы, сегменты, приготовляют минераловатную смесь для мастичной теплоизоляции. Использование Минеральной ваты в виде изоляций эффективнее, чем в рыхлом необработанном виде, вследствие меньшей трудоёмкости работ и лучшего качества теплоизоляции.

Минарет (от араб. манара, букв. — маяк) — башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении) для призыва мусульман на молитву; ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию. Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус снаружи (спиралевидные минареты), в поздних — внутри башни. Различаются два основных типа минаретов — четырехгранные (Северная Африка), либо круглоствольные (Ближний и Средний Восток). Минареты украшались узорной кирпичной кладкой, резьбой, глазурованной керамикой, ажурными балконами.

Миксбордер — вытянутой формы цветник. Миксбордер включают набор разнообразных многолетних растений, обеспечивающих непрерывное цветение.

Микроклимат — (населённых мест и помещений в зданиях) — комплекс физических параметров воздушной среды (температура, относительная влажность, скорость движения воздуха); в условиях населённых мест благоприятный микроклимат достигается приёмами планировки, застройки, ориентации жилых домов, системой благоустройства и озеленения на основе специфики естественной, общеклиматической среды; в помещениях необходимый микроклимат поддерживается строительными и эксплуатационными мероприятиями (надлежащими теплотехническими свойствами ограждающих конструкций, отоплением, вентиляцией и др.).

Мечеть (от араб. масджид — место поклонения) – мусульманское культовое сооружение. С VII – VIII вв. развивались типы центрально-купольной (мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме) и колонной (имела прямоугольный план, внутренний двор, окруженный галереями, и многостолпный молитвенный зал) мечети. В обращенной к Мекке стене молитвенного зала помещались одна или несколько молитвенных ниш — михрабов. В различных странах под воздействием местных традиций выработались самостоятельные типы мечетей.

Метопа (греч. metwpon) — прямоугольные, почти квадратные плиты, которые, чередуясь с триглифами, образуют фриз дорического ордера. Метопы иногда украшались рельефами, реже — живописью. Первоначально (до развития каменной архитектуры) в Древней Греции метопами называли прямоугольные промежутки между выходящими на фасад здания торцами балок перекрытия.

Металлочерепица — профилированный оцинкованный стальной лист, с двух сторон покрытый полимерными защитными и декоративными составами. Внешне металлочерепица напоминает традиционную керамическую черепицу.

Металлические изделия — (метизы) — детали общего назначения. К метизам относят стальные проволочные сетки, различающиеся способом соединения проволки (тканая, плетёная, кручёная, сварная и т.п.); стальные канаты; металлические профили (длинномерные изделия с различной формой поперечного сечения), предназначающиеся для металлических конструкций (двутавровых балок, уголков, швеллеров и др.); высокопрочные болты с гайками и шайбами, применяемые, главным образом, в монтажных соединениях строительных конструкций и др.

Металлические конструкции — общее название строительных конструкций, изготавливаемых преимущественно из стали (см. Стальные конструкции), наряду с которыми в настоящее время используются алюминиевые в качестве ограждающих конструкций и отделочных изделий. Начало использованию Металлических конструкций в строительстве было положено в конце XVIII в. при сооружении мостов больших пролётов; к концу XIX в .чугунные колонны, железные арки, лестницы, балки начинают широко применяться в гражданском строительстве. В XIX в. в России была создана уникальная конструкция купола из чугунных дугообразных рёбер в виде плоских литых ферм диаметром 22 м. (Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге), системой дугообразных железных ферм (длиной 29,8 м) было создано перекрытие зала и сцены Александрийского (ныне Российский академический театр драмы им. А.С. Пушкина) театра в Санкт-Петербурге; освоение большепролётных металлических конструкций конца XIX—нач. XX вв. явилось предвестником современных каркасных систем и сборного домостроения.

Мергель — известково-глинистая порода, содержащая 35—65% глинистого вещества. Мергель широко используется как сырье для производства портландцемента. Мергель малоустойчив к атмосферным воздействиям.

Менгир — (бретонское menhir от men — камень + hir — длинный) — один из видов мегалитических памятников в виде отдельных, поставленных вертикально продолговатых камней, образующих иногда параллельные ряды длиною в несколько километров.

Мемориальное сооружение — (лат.memorialis — памятный) — произведения архитектуры, преимущественно в сочетании со скульптурой, посвящаемые памяти отдельных лиц и исторических событий (монумент, памятник, мемориальный музей и др.).

Мембрана — покрытие сооружения — пространственная конструкция в виде гибкой провисающей оболочки, закрепленной по верхнему периметру сооружения.

Мел — тонкозернистый, мягкий, белый известняк, состоящий из мелких обломков и целых известковых скелетов микроорганизмов; применяется в производстве цемента, строительной извести (наравне с известняком) и в стекловарении. Мел белого цвета используется как основной белый пигмент или разбавитель любых цветных колеров, а также в качестве наполнителя шпатлёвки при отделочных работах.

Мезонин (от итал. mezzanino) — надстройка над средней частью жилого (обычно небольшого) дома. Мезонин часто имеет балкон. В России мезонин получил широкое распространение в XIX в. как часть каменных и особенно деревянных малоэтажных зданий.

Медальон (франц. medaillon, от итал. medaglion, увеличительное от medaglia — медаль) — изобразительная или орнаментальная композиция (лепной или резной рельеф, роспись, мозаика) в овальном или круглом обрамлении.

Мегарон — (гр. megaron, букв. большой зал) — тип прямоугольного здания со входом на торце. Мегарон сложился в эпоху эгейской (см. Крито-микенская) архитектуры; комбинация зала и портика входила в состав более сложных архитектурных комплексов и послужила прообразом сооружений греческой архаики.

Мегаполис — очень крупный как по занимаемой площади, так и по численности населения город, образовавшийся за счет присоединения соседних населенных пунктов.

Мегалитические сооружения — (гр.megas — большой + lithos — камень) — культовые сооружения III—II-го тыс. до н.э. из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб. Служили большей частью могильными памятниками и святилищами (см. Менгир, Дольмен, Кромлех).

Меандр — (по имени очень извилистой реки Меандр в Малой Азии) – разновидность широко распространённого геометрического орнамента в виде ломаной под прямым углом линии; применялся впервые в античной Греции, а затем в архитектуре различных стран и народов.

Машикули (франц. machicoulis) — навесные бойницы, расположенные в верхних частях стен и башен средневековых укреплений. Утратив с развитием огнестрельного оружия оборонительное значение, машикули использовались как элемент архитектурного декора.

Мауэрлат — брус, служащий опорой наслонных деревянных стропил и предназначенный для распределения нагрузки, создаваемой крышей сооружения. Мауэрлат располагается на верхнем внутреннем обрезе каменных стен.

Матрица — (нем. Matrize от лат. matrix — источник, начало) — штамп, применяемый для получения рельефных, барельефных или горельефных поверхностей на строительных конструкциях, изготавливаемых на основе растворов (например, бетона или гипса). Матрица имеет углубления, выступы или сквозные отверстия, соответствующие по форме или контуру выступам или западинам получаемых элементов на поверхности конструкции, но в обратном изображении. Материалом для изготовления Матриц служат: дерево, металлы, полиуретан, резина и др.

Матица — в деревянных постройках матица — главная несущая балка, поддерживающая потолочный настил.

Мастики — (от гр.mastiche — смола мастикового дерева) — материал в виде пластической смеси органического вяжущего вещества обычно с тонкомолотыми наполнителями и другими добавками.

Мастики битумные — строительные материалы, предназначенные для приклеивания битумных рулонных кровельных материалов, а также для окраски (обмазки) строительных конструктивных элементов с целью защиты от агрессивного действия воды; различают горячие и холодные мастики.

Мастаба (араб., букв. каменная скамья) — современное название древнеегипетских гробниц периодов первых династий фараонов (ок. 3000–2800 гг. до н.э.) и Древнего царства (ок. 2800 —2250 гг. до н.э.). Состоит из соединенных вертикальной шахтой наземного прямоугольного в плане сооружения (в виде лежащего параллелепипеда) с наклоненными к центру стенами и подземной погребальной камеры с несколькими помещениями, украшенными статуями, рельефами, росписями.

Маскарон (франц. mascaron, от итал. mascherone — большая маска) — декоративный рельеф в виде маски, изображающей (часто в гротескном или фантастическом облике) человеческое лицо или голову животного. Маскароны помещаются преимущественно на замках арок, оконных и дверных проемов, используются в качестве водометов (с отверстием для выпуска воды на месте рта), а также для украшения мебели.

Маркетри — мозаичные изображения, выполненные путем наклеивания на основу тонких фигурных пластинок фанеры из различных пород древесины. В ряде случаев в маркетри добавляются пластинки из слоновой кости, перламутра, металла. Маркетри широко используется при изготовлении мебели.

Марка стройматериала — показатель строительных материалов, устанавливаемый техническими нормами по основной эксплуатационной характеристике (например, сжатие) или по комплексу главных свойств материала (например, изгиб, сжатие и т.п.).

Марка бетона (по прочности) — определяется пределом прочности на сжатие образцов размером 150x150x150 мм, изготовленных из рабочего состава и испытанных через 28 суток нормального твердения.

Марка кирпича — показатель прочности, определяющий нагрузку (в кг) на 1 кв.см, которую может выдержать кирпич. В промышленности выпускается кирпич марок: 75, 100, 125, 150, 200, 250, 300.

Марка цемента — показатель прочности изделий из цемента на изгиб и сжатие. Различают марки 200, 300, 400, 500, 550 и 600.

Мансарда (франц. mansarde) — помещение (преимущественно жилое) на чердаке здания, двухскатная крыша которого состоит из двух частей: верхней пологой и нижней отвесной. Конструкция мансарды была разработана французским архитектором Ф. Мансаром. В широком смысле мансарда – любое помещение, устроенное на чердаке под высокой крышей.

Манеж (франц. manege) — прямоугольное или круглое здание без внутренних перегородок для тренировки лошадей, обучения верховой езде, конноспортивных состязаний. В архитектурном отношении наиболее выразительны манежи XVIII — XIX вв., в том числе классицистические (Манеж в Москве, 1817 —25 гг., инж. Л.Л. Карбонье, по проекту А. Бетанкура, арх. О.И. Бове).

Малахит — мелкокристаллический водный карбонат меди, один из красивейших минералов. Малахит характерен широкой гаммой зеленых тонов — от светло-зеленого с голубизной («бирюзовый») до черно-зеленого. Используется малахит для облицовки колонн, столешниц, каминов, ваз, торшеров и т. п.

Макет — (фр.maquette) — объёмно-пространственное изображение проектируемого или существующего здания, архитектурного комплекса, ансамбля, выполненное в уменьшенном масштабе. Служит проверке и совершенствованию композиционной структуры проектируемого объекта; выполняется из различных материалов (картон, дерево, пенопласт, гипс и др.).

Майолика — крупнопористые керамические изделия с росписью по сырой непрозрачной оловянной глазури, соединяющейся при обжиге с красками. К майолике относят испанскую и итальянскую керамику XV—XVI веков.

Магнезит — кристаллическая горная порода, состоящая преимущественно из минерала магнезита; в строительстве используется главным образом для производства магнезиального вяжущего (цемент Сореля); обожжённый магнезит в лакокрасочном производстве служит наполнителем огнеупорных красок; как добавка используется при изготовлении санитарной керамики и др.

Магнезиальные вяжущие — (каустический магнезит и каустический доломит) — воздушные вяжущие вещества, получаемые из природных магнезита и доломита путём их обжига с последующим измельчением. Применяют преимущественно в смеси с органическими заполнителями (опилки, древесная шерсть и др.). Используются в изготовлении полов, для облицовки стен, в производстве теплоизоляционных материалов и др. (см. Ксилолит, Фибролит).

Мавзолей — (лат.mausoleum, от гр.Mausoleion) — монументальное надгробное сооружение, происхождение которого связано со знаменитой гробницей карийского царя Мавсола, сооруженной в IV в. до н.э. в Малой Азии (г. Галикарнас). Мавзолеи получили распространение в Древнем Риме; в архитектуре социалистических стран Мавзолеи крупнейших политических деятелей (В.И.Ленина в Москве, Г.Димитрова в Софии и др.) служили одновременно усыпальницей и трибуной.

Поделиться записью

Оставить комментарий

Your email is safe with us.