Share

О

О

Охлупень — бревно с желобом, венчающее крышу в деревянной архитектуре. Концы охлупня нередко получают скульптурное завершение (Конёк). Иногда охлупни применялись в каменном зодчестве (например, в средневековой культовой архитектуре Пскова).

Отрицательные формы рельефа — относительно пониженные участки поверхности суши или дна водоемов: долины, впадины, овраги, строительные котлованы и др.

Оси разбивочные — линии (направления), имеющие заданные координаты, обозначаемые закреплёнными на местности геодезическими знаками или постоянно закреплёнными ориентирами на смонтированных (в проектном положении) несущих конструкциях, что позволяет определить в процессе строительства положение отдельных элементов и частей возводимых зданий и сооружений.

Ортостат — вертикальные плиты нижней части каменной стены. Иногда на ортостате выполняются скульптурные рельефы.

Ортогональ — ортогональ в архитектурном проектировании — система изображений плана или фасада. Ортогональ выполняется в прямых линиях, без учета перспективных сокращений.

Орнамент — (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости.

Ориентация зданий — расположение зданий относительно стран света (сторон горизонта). Ориентация зданий — одно из важнейших архитектурно-планировочных средств, позволяющих усиливать благоприятные и ослаблять неблагоприятные воздействия природно-климатических факторов на человека, находящегося внутри помещения. По отношению к странам света здания могут занимать три основные положения: меридианальное, при котором его продольная ось параллельна направлению север-юг; широтное — когда эта ось совпадает с направлением запад-восток, и диагональное — ось ориентирована под углом к основным направлениям. Оптимальная Ориентация зданий по странам света регламентируется специальными требованиями для различных природно-климатических условий России с учётом нормативно-допустимых санитарно-гигиенических условий жизнедеятельности людей (в жилом доме, детском учреждении, школе, больнице и т.д.).

Ордера архитектурные (от лат. ordo — порядок) — система конструктивных, композиционных и декоративных приемов, выражающая тектоническую логику стоечно-балочной конструкции (соотношение несущих и несомых частей). Несущие части: колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом. Несомые: архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент. Классическая система ордеров сложилась в Древней Греции как закрепленная традицией в нескольких вариантах переработка деревянной стоечно-балочной конструкции, применявшейся в строительстве храмов и других зданий. Основные ордера, получившие название от греческих племен и областей: дорический, ионический, коринфский (разновидность дорического ордера — тосканский, коринфского и ионического — композитный).

Органическое стекло — прозрачный твёрдый материал, на основе органических полимеров, например, полиакрилатов, полистирола, поликарбонатов. Отличается сравнительно невысокой плотностью, малой хрупкостью; находит широкое применение под названием «плексиглас», который легко обрабатывается, малочувствителен к ударам, часто заменяет обычное неограническое стекло.

Органическая архитектура — направление в архитектуре XX в. (особенно распространенное в 30-50-х гг. XX в., в США и Западной Европе), провозгласившее своей задачей создание таких произведений, Форма которых вытекала бы из их назначения и конкретных условий среды, подобно форме естественных организмов. Идеи органической архитектуры, впервые сформулированные в 1890-х гг. американским архитектором Л. Салливеном, были развиты его учеником Ф.Л. Райтом. Основу концепции Райта составляла идея непрерывности архитектурного пространства, противопоставленная подчеркнутому выделению его отдельных частей в классицистической архитектуре; впервые реализована им в так называемых домах прерий (дом Роби в Чикаго, 1909 г.). полемизируя с техницистскими крайностями функционализма, противопоставляя ему стремление к учету индивидуальных потребностей и психологии людей, органическая архитектура в сер. 30-х гг. становится одним из ведущих направлений современной архитектуры. Под воздействием ее идей сложились региональные архитектурные школы в скандинавских странах; в США принципы органической архитектуры использовала так называемая калифорнийская школа во главе с Р. Нёйтрой. Во 2 пол. 40-х гг. теория органической архитектуры была подхвачена в Италии архитектором Б.Дзеви. После смерти Райта органическая архитектура окончательно растворилась среди других направлений архитектуры 60-х гг. Некоторые общие приемы формообразования, отдельные приемы. Выработанные органической архитектурой, продолжают широко использоваться в архитектуре и дизайне.

Оранжерея — остекленное сооружение с искусственным климатом. Оранжерея — строение для культивации растений. Оранжереи строятся из стекла или пластика. Внутри них исходящее от солнца инфракрасное излучение подогревает растения и почву. Воздух, нагретый от внутренней поверхности, удерживается внутри конструкции крышей и стенками. Стекло, из которого состоят стенки оранжереи, играет роль изборочно передающей среды для различных спектральных частот, его действие заключается в улавливании энергии внутри оранжереи, при помощи чего нагреваются как растения, так и почва. Это нагревает воздух вблизи почвы, который не поднимается вверх и не просачивается вовне.

Опора — часть конструкции (сооружения), воспринимающая нагрузку от одних элементов (деталей) и передающая её сосредоточенно на другие элементы или основание; Опоры выполняются из стали, железобетона, чугуна, дерева, бетона и камня. По конструкции Опоры могут быть простыми и в виде сложных устройств. В жилых, общественных и промышленных зданиях опорами (балок, ферм) служат стены, столбы, колонны, стойки и др.

Опалубка — съемная деревянная или металлическая форма, в которую укладывают бетонный раствор при возведении бетонных и железобетонных конструкций.

Ондулин — листовой кровельный материал с волокнистым наполнителем. Ондулин производится путем насыщения органических волокон битумом при высокой температуре и давлении. В состав также входят минеральные вещества (наполнитель), резина и минеральные пигменты. Уникальная особенность ондулина — возможность укладки листов поверх существующей кровли без ее разборки. Также листы ондулина хорошо изгибаются вдоль волны. При радиусе кривизны от 5 метров их можно укладывать на криволинейные поверхности. Листы ондулина могут использоваться не только на кровле, но и как облицовка вертикальных поверхностей. Ондулин – очень долговечный материал, имеющий гарантию 15 лет и служащий до 50 лет. Листы ОНДУЛИН не содержат вредного для здоровья человека асбеста (как шифер) и изготавливаются из экологически чистых материалов.

Олифа натуральная — пленкообразующее вещество. Олифа натуральная изготавливается из растительного масла (льняного, конопляного и т. д.) путем его термической обработки. Применяется олифа натуральная главным образом при производстве лакокрасочных материалов.

Октагон — восьмигранное сооружение. Октагон перекрывается восьмигранным же шатровым покрытием.

Оконница — оконный переплет в виде металлической решетки со слюдяным или стеклянным заполнением. В древних постройках оконница выполнялась в виде доски с прорезанными в ней отверстиями.

Ограждающие конструкции — элементы конструкций, составляющие наружную оболочку здания или разделяющие его на отдельные помещения. Ограждающие конструкции делятся на вертикальные (наружные и внутренние стены, перегородки) и горизонтальные (надподвальные, междуэтажные и чердачные перекрытия, покрытия и крыши). По способу выполнения могут быть монолитными и сборными. По структуре бывают простыми (изготовленными из одного материала, например, деревянные, кирпичные или легкобетонные стены и панели, несущие железобетонные панели перекрытия) и комплексными (многослойные стеновые панели с утепляющими и отделочными слоями). Основными материалами для ограждающих конструкций служат камень и лёгкие бетоны (для наружных стен), тяжёлый бетон и железобетон (для несущей части наружных стен, перекрытий и покрытий, а также внутренних стен и несущих перегородок), гипсобетон (для перегородок), дерево (для всех конструкций деревянных домов, полов, заполнения оконных и дверных проёмов), листовое стекло (для заполнения светопрозрачных проёмов), теплоизоляционные, звукоизоляционные и отделочные материалы, в том числе на основе пластмасс и асбестоцемента.

Огнестойкость — способность конструкций и изделий в течение определенного времени выдерживать без разрушения воздействие высоких температур.

Огнеупорность — способность материалов выдерживать без разрушения воздействие высоких (не ниже 1580 град. С) температур.

Овы — (от лат. ovum — яйцо), ионики — орнаментальный мотив в виде яйцеобразных выпуклостей, обрамленных валиками, на капителях и карнизах ионического и коринфского архитектурных ордеров.

Обрешётка — конструкция из брусков, досок, жердей и т. п. Обрешетка располагается поперек стропил для настила по ней кровельного материала.

Оболочка — пространственная конструкция, ограниченная двумя криволинейными поверхностями, расстояние между которыми мало по сравнению с остальными её размерами. Применяется в современном строительстве в качестве покрытия и перекрытия сооружений. Совмещение несущих и ограждающих функций, повышенная жёсткость и прочность оболочки позволяют перекрывать ими большие пролёты без промежуточных опор. Выполняемые из железобетона или армоцемента оболочки могут быть разнообразной формы (цилиндрической, волнисто-складчатой, гиперболоидной и др.), создавать тем самым новые тектонические системы, придавать зданиям эстетические качества, относящиеся не только к внешнему объёму, но и к интерьеру больших внутренних пространств (залы различного назначения, стадионы, вокзалы и др.).

Обои — традиционный и широко известный отделочный материал. В современном определении обои — это рулонный материал, как правило, на бумажной основе, который крепится к поверхности стен с помощью клея.

Обои жидкие — позволяют создавать гладкие или рельефные покрытия без швов. В состав жидких обоев могут входить хлопок, целлюлоза, текстильные волокна. Обои жидкие разводятся водоэмульсионной краской и наносятся валиком или краскопультом. Колеровка производится специальными красками.

Обои велюровые — бумажные полотна, на которые в процессе производства сначала наносится рисунок, а затем велюровые ворсинки.

Обои виниловые — обои виниловые формируются из двух слоев: нижний слой бумаги (или ткани) покрывается слоем поливинила, а затем на поверхность наносится рисунок или тиснение.

Обои металлические — изготавливаются путем покрытия бумажной основы тонким слоем фольги, после чего на поверхность обоев наносится тиснение или рисунок.

Обои текстильные — обои текстильные представляют собой бумажное полотно, ламинированное нитями из натуральных или смешанных волокон, либо натуральной тканью.

Обойные работы — отделка поверхностей стен и перегородок обоями, линкрустом или синтетическими плёночными материалами. К обойным работам относят также обивку поверхностей тканями (декоративная отделка стен и потолков). Оклейку обоями применяют главным образом в жилищном строительстве по штукатурке, а также по конструкциям из деталей заводского изготовления с гладкой поверхностью. Синтетическими плёночными материалами оклеивают помещения общественных зданий, а в жилищном строительстве — помещения с повышенной влажностью (кухни, санитарные узлы).

Обломы, мулюры — архитектурные элементы, различные по своему поперечному сечению — профилю, расположенные по горизонтали (на цоколях, в карнизах, междуэтажных поясах или тягах, базах колонн), иногда по наклонной (в карнизах фронтонов), кривой (архивольты арок, нервюры) или ломаной (обрамления порталов, окон) линии. Обломы, широко распространенные в ордерной архитектуре, служат для усиления архитектурного декора, образно-художественной выразительности тектонической основы здания. По поперечному сечению обломы делятся на прямолинейные (полка) и криволинейные (вал, гусёк, каблучок и др.). Обломы впервые получили применение в Древней Греции, откуда были заимствованы зодчеством Древнего Рима, затем Возрождения и европейской архитектурой последующих эпох. В современной архитектуре в металлических, бетонных и деревянных элементах конструкций употребляется термин профили (переплеты остекления, обрамления и тяги на навесных стеновых панелях).

Обелиск — (гр.obeliskos — вертел) — каменный, гранёный, обычно монолитный квадратного сечения, суживающийся кверху столб с пирамидальной заострённой верхушкой; возник в Древнем Египте, а в более позднее время (барокко, классицизм) сооружался в композиционных центрах городских ансамблей (Рим, Париж). В России Обелиски устанавливались с XVIII в. Значительно их число в советской архитектуре послевоенного времени.

Поделиться записью

Оставить комментарий

Your email is safe with us.