Share

Р

Р

Рабатка – цветник в виде узкой (1—2,5 м) полосы. Рабатка окаймляет парковые дорожки, цветочные партеры.

Равелин — (лат. ravelere — отделять) — фортификационное сооружение треугольной формы, располагавшееся перед куртиной впереди крепостного рва в промежутке между бастионами, служащее для перекрёстного обстрела подступов к крепостному обводу, поддержки своим огнем соседних бастионов. Стены равелина, как правило, были на метр-полтора ниже стен центральной крепости, чтобы в случае захвата равелина облегчить его обстрел.

 

Разжелобок — стык двух скатов кровли с желобом между ними.

Разрез — проекции сечений здания на вертикальные секущие плоскости, с помощью которых на архитектурных чертежах показывают взаимосвязь внутренних и внешних элементов, размеры помещений и сооружения в целом, а на конструктивных — конструкции; разрезы бывают продольные и поперечные, обычно по входам, проёмам, лестницам и т.д.

Райв — теплоизоляционный материал, изготовленный на основе распушенных особым способом древесных волокон хвойных пород. Райв используется в виде ленточного или блочного утеплителя.

Районная планировка — проектирование комплексного территориально-хозяйственного устройства экономического или административного региона и формирование его планировочной структуры, обеспечивающей рациональное размещение отраслей промышленности, сельскохозяйственного производства и расселения, центров культурно-бытового и иного социального обслуживания, мест массового отдыха населения, развитие дорожно-транспортных коммуникаций и инженерных сооружений, улучшение санитарно-гигиенических условий и охраны природы. Районная планировка включает решение проблемных научных и практических задач по комплексному использованию природных и людских ресурсов региона с одновременным созданием благоприятной среды для обитания человека. Схемы Районной планировки являются исходным материалом в технико-экономическом обосновании перспектив развития городов и сельских населённых мест.

Ракурс — (фр. raccourcir — укорачивать) — перспективное сокращение формы предмета, изменяющее его привычные очертания. Ракурс обусловлен точкой зрения на натуру, а также положением натуры в пространстве.

Ракушечник — пористый известняк, состоящий почти полностью из целых или раздробленных раковин морских организмов. Ракушечник легко поддаётся обработке (обтёсывание, распиловка, дробление); используется в качестве камня, щебня, песка, служит заполнителем лёгкого бетона, находит применение в производстве извести. Внешний вид (пористая фактура) и природная окраска (белый, розовый, серый, желтоватый) способствуют использованию Ракушечника в качестве облицовочного материала.

Рама — геометрически не изменяемая система, элементы которой (стойки и ригели) жёстко соединены между собой; применяется в качестве конструктивного остова разнообразных зданий и сооружений; Рамы могут быть выполнены из дерева, металла или железобетона.

Рама железобетонная — железобетонная конструкция, состоящая из колонн жестко закрепрленных в фундаментах и балок.

Раппорт (фр. rapport) — повторяющаяся часть (мотив) рисунка орнамента.

Раскос — строительный элемент, соединяющий два узла каркаса, фермы и т. п. Раскос располагается по диагонали замкнутого контура и обеспечивает жесткость конструкции.

Раскреповка — небольшой выступ плоскости фасада, антаблемента, карниза (участок над колонной); применяется для членения или пластического обогащения фасада.

Распалубка — небольшой свод, образованный двумя криволинейными ребрами (между нервюрами готического крестового свода, между цилиндрическим сводом и врезанным в него проемом).

Распор — горизонтальная составляющая вертикальной нагрузки, возникающая в конструкциях работающих на распор (арках, сводах и т. п.).

Расселение — размещение населения по территории, обусловленное расположением сети населённых пунктов. Зависит от исторического развития, размещения производительных сил и природных условий.

Растворители — индивидуальные химические соединения или их смеси, способные растворять различные вещества, то есть образовывать с ними однородные системы переменного состава двух или большего числа компонентов. Для систем жидкость-газ и жидкость-твёрдое тело растворителями принято считать жидкофазный компонент; для систем жидкость-жидкость и твердое тело-твердое тело — компонент, находящийся в избытке.

Растворы строительные — специально подобранные смеси (вяжущего, мелкого заполнителя, воды и в необходимых случаях специальных добавок органического или неорганического происхождения) для производства каменной кладки, монтажа панельных и блочных стен, штукатурки и иной отделки лицевой поверхности сооружений; в зависимости от назначения Растворы строительные различаются: а) обыкновенные, тяжёлые; б) по виду вяжущего — цементные, известковые, гипсовые, смешанные (цементно-известковые, известково-гипсовые и т.п.) и глиняные; их также различают по прочности, морозостойкости и другим признакам Растворы строительные приготавливаются в виде готовых или сухих смесей на механизированных растворных заводах, а при небольших расходах приготавливаются на приобъектных установках.

Расшивка — 1. Расшивка (гл.) — придание определенной формы лицевым швам кирпичной или каменной кладки. 2. Расшивка (сущ.) — инструмент для производства указанных работ.

Ратуша (польск. Ratusz,) — здание городского самоуправления в ряде европейских стран. Средневековый архитектурный тип ратуши сложился в основном в 12—14 вв.; обычно двухэтажное здание с залом совещаний на втором этаже, балконом и многоярусной часовой башней. В 16—17 вв. на средневековую композиционную основу накладывались ренессансные и барочные элементы. В конце 19—начале 20 вв. строились ратуши в национально-романтическом стиле (ратуша в Стокгольме, 1911—21 гг., арх. Р. Эстберг). Современная ратуша — функционалистское административное здание, иногда органически сочетающееся с исторически сложившимся городским окружением.

Рационализм — (фр. rationalisme от лат. rationalis — разумный) — совокупность архитектурных направлений 1-й пол. XX в., программно-осваивавших достижения современной науки и техники. В широком смысле эту совокупность отождествляют с понятием «современная архитектура». Становлению Рационализма во многом способствовали идеи арх. Ле Корбюзье и руководителя архитектурной школы Баухауз арх. Вальтера Гропиуса (см. Функционализм). Архитектурные концепции, развившиеся к середине столетия, привели к созданию за рубежом так называемого международного стиля (например, творчество арх. Людвига Мис ван дер Роэ и многих других).

Регула (лат. regula — прямая палка, планка) — короткая полочка, расположенная ниже тении под триглифом, равная по длине ширине триглифа.

Реконструкция — обновление, модернизация, перестройка зданий, улиц, площадей, городов. Реконструкция объекта — строительные работы в отдельных помещениях объекта, проводимые в целях частичного изменения фасадной части и/или несущих конструкций здания, предусматривающие один из видов работ (или их комплекс): изменение формы оконных и дверных проемов; создание, ликвидация оконных и дверных проемов; изменение входов; устройство входов, тамбуров входов; устройство лоджий, балконов; остекление лоджий, балконов; замена столярных элементов фасада.

Релин — (сочетание слов резиновый линолеум) — материал для покрытия полов в помещениях, главным образом с мокрым режимом эксплуатации и интенсивным движением людей (жилые, общественные и промышленные здания); представляет собой резиновый линолеум, изготавливаемый из каучуковых и резиновых компонентов в виде двухслойного рулонного материала.

Рельеф — 1. Рельеф — скульптурное изображение на плоскости. Рельеф может быть углубленным (койланогриф) и выступающим (барельеф, горельеф). 2. Рельеф — конфигурация поверхности земельного участка (рельеф местности).

Реставрация — (от лат. restauratio — восстановление) — восстановление разрушенных, повреждённых или искажённых временем памятников истории и культуры на основе специальных исследований их исторической достоверности, архитектурно-художественной ценности, путём воссоздания первоначального облика; примерами Реставрации являются разрушенные в годы Второй мировой войны старый центр Варшавы — Рыночная площадь и дворцово-парковый ансамбль в Петергофе (Петродворец) с группой фонтанов Большого каскада.

Ригель — горизонтальный элемент строительной конструкции (балка, прогон). В рамах ригель соединяет стойки, в каркасах — опоры, в крышах — стропила.

Ризалит (от греч. risalita – выступ) — выступающая часть здания, идущая во всю его высоту. Ризалиты обычно расположены симметрично по отношению к центральной оси здания; составляя единое целое с основной массой постройки, вносят разнообразие в пространственную организацию фасада.

Ризница — (ризохранилище) — место в алтаре или отдельное помещение при христианском храме для хранения богослужебного облачения священников (прежде всего, риз) и церковной утвари (священных сосудов). Лицо, заведующее ризницей, называется ризничим.

Ритм — повторяемость, чередование архитектурных элементов здания. Ритм задается расположением колонн, аркад, проемов, скульптур и т. п.

Роза — круглое окно в романских и готических постройках 12—15 вв. с каменным переплетом в виде радиальных лучей, исходящих из центрального кружка. Розой называют также аналогичный декоративный мотив, венчающий стрельчатые окна готических зданий.

Розетка. Розетта — стилизованный орнамент в виде распустившегося цветка.

Рококо — (фр.rococo, от франц. rocaille, букв. — мелкий, дробленый камень, раковины): мотив орнамента в виде стилизованной раковины — стилевое направление в европейском искусстве 1-й пол. XVIII в. В архитектуре стиль проявился главным образом в богатстве и пышности декора интерьеров, где часто расположенные большие окна, двери, обилие филёнок дверей, рам, зеркал, живописных панно, дополненные разнообразным орнаментом (арабески, гирлянды, завитки и пр.), снимали ощущение массивности стен, а сама плоскость стены посредством вышележащей падуги (криволинейный переход) незаметно переходила в живописно оформленный плафон. Являясь последней стадией развития барокко, стиль Рококо просуществовал всего несколько десятилетий. В России веяния этого направления в архитектуре проявились к середине XVIII в. в оформлении дворцовых интерьеров арх. В.В.Растрелли (Дворец в г. Пушкин и др.).

Романская архитектура — архитектура, охватывающая многообразное строительство раннего феодализма на территории Западной Европы X—XII вв.; романской названа в связи со сходством некоторых типов её конструкций (арки, цилиндрические и крестовые своды) и каменной кладки (бутобетонное ядро стен) с римскими проимами. Однако Романская архитектура не является производной от римской, ею созданы пространственные, конструктивные приёмы и типы сооружений, не имевшие аналога в прошлом (феодальный замок, городские укрепления, монастыри, соборы, жилые дома и др.); этому первоначальному этапу развития западноевропейского средневекового зодчества присущи лаконизм и суровость внешнего облика созданного массивностью каменных конструкций (своды, опоры), тяжеловесностью стен с редкими проёмами узких окон, мощными башнями и скромным декором (в виде аркатурных поясов). Общность черт Романской архитектуры не исключала многообразия художественных приёмов и использования строительных материалов на основе местных традиций (Франция, Германия, Англия, Италия).

Романтизм — (фр. romantisme) — идейное направление в художественной культуре конца XVIII —1-й пол. XIX в. Зародившись в Англии, Романтизм в архитектуре был обращён в противовес рационализму и упорядоченному классицизму к стилистическим формам средневекового зодчества (романское, готическое) и наиболее широкое распространение получил в садово-парковом искусстве (живописная планировка, схожая с естественным ландшафтом, криволинейные очертания искусственных водоёмов, гроты, руины, водопады, беседки, отражавшие романтику старины). Распространение идей романтизма в европейской архитектуре 1-й пол. XIX в., наряду с паркостроением, сказалось на облике доходных жилых домов, общественных и дворцовых зданий, где использовались художественные формы прошлых стилей. Зодчество России этого периода характеризуется крайней пестротой художественных направлений, как, например, русско-византийские мотивы (Большой Кремлёвский дворец в Москве, 1839—1849 гг., арх. К.А. Тон), готические формы (капелла в парке Александрия, г. Петродворец под Санкт-Петербургом, 1831—1834 гг., арх. К.Ф. Шинкель) и др.

Романцемент — гидравлическое вяжущее. Романцемент получают посредством тонкого помола известковых и магнезиальных мергелей обожженных при температуре 850—900 град. С. Романцемент может содержать гипс и различные добавки. Выпускается романцемент трех марок: 2,5; 5 и 10.

Ростверк — (нем. Rostwerk, от Rost — решётка и Werk — строение) — верхняя часть свайного или столбчатого фундамента, рапределяющая нагрузку на основание. Ростверк выполняется в виде балок или плит, объединяющих оголовки столбов (свай) и служащая опорной конструкцией для возводимых элементов сооружения. Ростверк называется высоким, если он расположен значительно выше уровня грунта или воды (например, в причальных сооружениях портов), и низким, когда он размещается близко к поверхности грунта или заглублен в него (например, в фундаментах жилых и промышленных зданий). Материалом для ростверка в современном строительстве служат преимущественно бетон и железобетон (сборный или монолитный), реже — дерево и металл. Название «Ростверк» возникло в связи с применявшейся ранее конструкцией, имевшей вид решётки из деревянных брусьев, по которой укладывался дощатый настил.

Ростральная колонна — (лат. columna rostrata, от лат. rostrum — нос корабля) — отдельно стоящая колонна, украшенная носами кораблей или их скульптурными изображениями. Традиция использовать в качестве элемента парадных сооружений ростры вражеских кораблей существовала в Древнем Риме и была возрождена в период позднего классицизма (ампира).

Ротонда (итал. rotonda, от лат. rotundus — круглый) — центрическое сооружение, круглая в плане постройка (храм, мавзолей, павильон, зал), обычно увенчанная куполом. Форму ротонды имеют древнегреческие толосы, некоторые древнеримские храмы (например, Пантеон) и мавзолеи, баптистерии, отдельные христианские церкви (в основном, романского стиля, эпохи Возрождения и в стиле классицизма), залы, с XVIII в. — парковые павильоны. В Москве форму ротонды имеют наземные павильоны некоторых станций метрополитена (Университет, ВДНХ, Рижская, Алексеевская, Парк культуры и др.). В Санкт-Петербургe в форме ротонды выстроена, например, Троицкая церковь. Из архитектуры XIX века известна стальная Ротонда Шухова с висячими перекрытиями-оболочками .

Рубероид — мягкий рулонный кровельный материал. Изготавливается рубероид путем пропитки кровельного картона нефтяными битумами и последующего нанесения на обе стороны слоев тугоплавкого битума с наполнителем и посыпкой. Рубероид подразделяется на кровельный и подкладочный. Рубероид наплавляемый — рубероид с утолщенным слоем вяжущего, расплавляемого с помощью специальных горелок при проведении кровельных работ. Его использование заметно снижает трудоемкость работ, повышает их безопасность.

Руина (от лат. ruina — обвал, развалины) — развалины какого-либо сооружения или населенного пункта, являющихся археологическими и историческими памятниками. В пейзажных парках 18 —19 вв. нередко возводились искусственные (античные или готические) руины.

Рундук — крытая площадка наружной деревянной лестницы.

Рубка углов — 1. Рубка углов «в обло» («в чашу») – снизу вдоль вышележащего бревна вырубается полукруглая выемка по диаметру нижележащего бревна. В углах торцы бревен выходят за плоскость перпендикулярной стены. Чаша выбирается в половину бревна. 2. Рубка углов «в лапу» — в углах концы бревен соединяются потайным зубом и их торцы не выходят за плоскость перпендикулярной стены. 3. Рубка углов «в иглу» — один конец бревна соединяется «в простую чашу», другой — затесывается на два канта и вставляется в паз, выбранный в боку другого бревна. 4. Рубка углов «в реж» — чаша вырубается не в половину, а в четверть бревна таким образом, что между бревнами остается просвет. Такой способ применяется при рубке неотапливаемых помещений в целях экономии леса (хоз. постройки и т. п.).

Руст, рустовка, рустик (от лат. rusticus — простой, грубый) — рельефная кладка или облицовка стен камнями с грубо отесанной или выпуклой лицевой поверхностью (так называемыми рустами). Оживляя плоскость стены игрой светотени, рустика создает впечатление мощи, массивности здания. При отделке фасада штукатуркой рустика имитируется разбивкой стены на прямоугольники и полосы.

Рыбий пузырь — в поздней готике — оконный проем сложной криволинейной формы.

Ряжи — заполненные камнем и песком прямоугольные бревенчатые конструкции. Ряжи устраиваются при строительстве гидротехнических сооружений (шлюзов, плотин, мостов).

Поделиться записью

Оставить комментарий

Your email is safe with us.