Share

С

С

Садово-парковое искусство — искусство объёмно-планировочного формирования садов, парков, бульваров и других озеленённых массивов путём композиционной организации древесных и кустарниковых пород, зелёных газонов и цветочных клумб, открытых и замкнутых пространств, размещения скульптуры, водоёмов, малых форм архитектуры и возможностей их обзора; различают пейзажные композиции (приближенные по формам планировки, рельефа к живописности естественной природы), регулярные (спланированные в строго геометрическом порядке), а также их разнообразные сочетания, что определяется конкретными условиями местоположения садов и парков, их величиной и назначением.

 

Саман, адоба (тюркск. букв. — солома) — необожжённый кирпич-сырец, приготовленный из глины с добавлением резаной соломы или других волокнистых материалов (костры, мякины). С 5—4 тыс. до н. э. широко распространён в безлесных районах. Ныне применяется главным образом в странах Азии для строительства малоэтажных построек. В России саманные дома встречаются в сельской местности на Северном Кавказе, а в Украине — в южных областях.

Самцовая (безгвоздевая) крыша — конструкция крыши, в которой тес укладывается на горизонтальные бревна – слеги. Концы слег врубаются в поперечные бревна сруба, образующие фронтон.

Сандрик — декоративная архитектурная деталь в виде небольшого карниза, расположенного над проемом окна или двери на фасадах зданий (реже в интерьерах). Сандрик иногда опирается на консоли и завершается фронтоном.

Саркофаг (др.-греч. σαρκοφάγος, буквально «пожирающий мясо»; первоначально — название породы известняка) — гроб, небольшая гробница; в более широком смысле — любой архитектурно и художественно оформленный гроб. Распространённые уже в Древнем Египте (первоначально воспроизводившие формы жилища, а с 3 тыс. до н.э. – облик умершего), античной Греции и Риме саркофаги часто изготовлялись из ценных материалов (дорогих пород дерева или драгоценных металлов, как примеру, знаменитый золотой саркофаг Тутанхамона) и украшались росписью, скульптурой, надписями. Помещались в погребениях, храмах. Надписи на древнеегипетских саркофагах содержат имя умершего, а также заклинания и молитвы обращённые к богам и призванный охранить и защитить тело умершего от всякого зла. Древнеегипетские саркофаги делали из дерева и покрывали медными позолоченными или золотыми листами. Саркофагов было несколько, последний саркофаг был каменный. Тип античного саркофага получил дальнейшее развитие в эпоху Возрождения и барокко. Также саркофагом назван объект «Укрытие», возведённый для изоляции 4-го взорвавшегося энергоблока Чернобыльской АЭС.

Сборные конструкции — строительные конструкции, монтируемые из заранее изготовленных в заводских условиях конструктивных элементов (колонны, балки, плиты и др.); строительство из сборных элементов зданий и сооружений составляет основу его индустриализации, позволяет широко использовать механизацию строительного процесса и сокращать его сроки; наиболее широкое распространение в отечественной практике получили сборно-монолитные железобетонные конструкции.

Сваи — деревянные, металлические или железобетонные «стержни», которые заглубляют в основание зданий и сооружений. Сваи передают нагрузку от фундамента на плотные (материковые) грунты. Свайные работы — строительные работы, связанные с изготовлением и установкой свай (погружение в грунт, объединение их в случае необходимости в единую конструктивную систему, как это делается, например, при сооружении ростверков свайных фундаментов).

Светотехника — область науки и техники, занимающаяся исследованием принципов и разработкой способов генерирования, пространственного перераспределения, измерения характеристик оптического излучения (света), а также преобразования энергии света в другие виды энергии (естественное солнечное и искусственное освещение) при проектировании сооружений в целях повышения санитарно-гигиенического и эстетического комфорта. Регулирование светотехнических характеристик в среде обитания человека (жилище, производство) достигается правильным использованием свойств строительных материалов, ограждающих конструкций, размещением зданий и сооружений, планировкой их внутренних помещений, распределением и величиной оконных проёмов, устройством и расположением искусственных источников освещения, цветовой гаммой окраски стенных поверхностей и др.

Свод — пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющие геометрическую форму, образованную выпуклой криволинейной поверхностью. Под нагрузкой свод, подобно арке, работает преимущественно на сжатие, передавая на опоры вертикальные усилия, а также во многих типах свода горизонтальные (распор).

Связная колонна — (фр.colonne-engagee, англ.engaged column) — колонна, выступающая из плоскости стены лишь на часть своего диаметра, например, полуколонна (на 1/2), трёхчетвертная (на 3/4) и т.д.; С.к. может быть конструктивно несущей опорой одновременно со стеной или нести сугубо декоративную функцию.

Стрела подъёма — наибольшая высота подъёма геометрической оси (или срединной поверхности) криволинейной строительной конструкции (например, арки, свода и т.д.) над прямой (или плоскостью), соединяющей опоры этой конструкции. Величину Стрелы подъёма выбирают исходя из условий наиболее выгодной статической работы конструкции под действием внешних нагрузок, а также по архитектурным соображениям, в зависимости от общей компоновки сооружения и т.д. Иногда понятие «Стрела подъёма» распространяют также и на прямолинейные (плоские) строительные конструкции (когда последним придаётся строительный подъём).

Связи — деревянные, металлические или железобетонные элементы, стягивающие пяты арок, сводов и др. строительных конструкций, в которых возникают распорные усилия. Связи гасят распор, передающийся на столбы и стены сооружения.

Сграффито. Граффито — способ декоративной отделки фасадов, заключающийся в нанесении на поверхность стены двух тонких разноцветных слоев штукатурки и последующем процарапывании металлическим инструментом высохшего верхнего слоя до нижнего — фонового.

Сени — нежилая часть, как правило, деревенского дома, примыкающая к жилой части дома. Используется сени для хозяйственных нужд, летом — для ночлега.

Сень (старослав. сьнь — тень, шатер, навес, покров) — в архитектуре шатер, навес на столбах или колоннах, возводящийся над алтарем, колодцем, троном или завершающий башню. См. также балдахин, киворий.

Сиккативы — вспомогательные вещества, которые вводятся в краску для ускорения процесса высыхания. В качестве сиккативов могут использоваться соли кобальта, марганца, циркония, бария, свинца, кальция и другие.

Силикатный бетон — бетон, получаемый обработкой в автоклавах смесей, состоящих из известково-кремнезёмистого вяжущего, заполнителя (песка) и воды. В процессе термообработки силикатобетонного изделия смесь затвердевает вследствие образования в ней гидросиликатов. Силикатный бетон находит применение в ограждающих и несущих конструкциях зданий, а некоторые лёгкие (ячеистые) виды используются в качестве утеплителя.

Силикатный кирпич — штучный безобжиговый стеновой материал, получаемый прессованием и автоклавной обработкой смеси извести и кварцевого песка. Силикатный кирпич подразделяют на одинарный (250×120×65 мм) и модульный (250×120×88 мм).

Сима — водосборный желоб над каменной выносной плитой греческого античного сооружения.

Синагога — (от греч. συναγωγή, «собрание»; ивр. בֵּית כְּנֶסֶת‎, бейт кнессет — «дом собрания»), после разрушения Иерусалимского храма — основной институт еврейской религии, помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины. Синагога не только оказала решающее влияние на формирование иудаизма, но и послужила основой выработанных в христианстве и исламе форм общественного богослужения.

Синтез искусств в архитектуре — органически взаимосвязанное единство пластических искусств (скульптура, живопись и др.) и архитектуры, в результате которого создаётся целостный идейно-художественный образ отдельного сооружения или ансамбля; способы использования элементов пластических искусств в архитектуре черезвычайно разнообразны (панно, фрески, барельеф, орнамент, мозаика, скульптура и т.п.), но их выбор, как и размещение, подчинён композиционному замыслу архитектурного произведения, его идейному содержанию; в пространственной среде, создаваемой архитектурой, элементы художественного синтеза не обладают той самостоятельностью, которая свойственна отдельному произведению в живописи, скульптуре или декоративно-прикладном искусстве.

Ситуационный план в строительстве — план, показывающий размещение объекта сооружения в увязке с производственной базой строительно-монтажной организации, источниками и внешними сетями энерго-, тепло- и водоснабжения, сооружениями и сетями канализации, транспорта и связи, карьерами и отвалами, а также основные особенности и условия территории в районе строительства.

Сквер — благоустроенная и озелененная территория внутри жилой застройки.

Складчатые конструкции — тонкостенные конструкции типа оболочек, состоящие из плоских элементов (пластинок), соединённых между собой под некоторыми углами. В современном строительстве наиболее распространены Складчатые конструкции из монолитного и сборного железобетона. Складчатые конструкции различают однопролётные и многопролётные (одноволновые и многоволновые).

Склеп (от польск. sklep — подвал, свод) — внутреннее, обычно заглубленное в землю помещение гробницы, предназначенное для захоронения умершего.

Скоция (от греч. skotia — темнота) — асимметричный архитектурный облом с вогнутым профилем из двух дуг разного радиуса.

Слеги — горизонтальные бревна, брусья. На слеги настилается пол.

Слезник — профилированное углубление по всей нижней плоскости выносной плиты карниза (например, в античной архитектуре) либо подоконной плиты, служащей для перехвата и сброса стекающей влаги и предохранения от неё стены.

Слобода — в XII — первой половине XVI вв. отдельные поселения или группа поселений, в том числе около города-крепости, в истории России, Белоруссии и Украины, население которых временно освобождалось от государственных повинностей (отсюда название «слобода» — свобода, т.е. свободное поселение). Характер льгот менялся и зависел от времени и места. Первоначально поселенцы освобождались от уплаты податей и воинской повинности. Многие из таких поселений были новыми осваиваемыми землями, в первую очередь казаками, и освобождение от податей было для них стимуляцией. Многие слободы были частями городов. В первой половине XVIII века эти льготы были отменены и слободы превратились в обычные сёла или поселения городского типа. В XIX—XX веках название «слобода» получали иногда пригородные промышленные посёлки.

Слоистые пластики — полимерные материалы, в которых наполнитель расположен параллельными слоями. В зависимости от природы наполнителя Слоистые пластики подразделяют на гетинакс (наполнитель-бумага), текстолит (хлопчатобумажная ткань), стеклотекстолит (стеклянная ткань), асботекстолит (асбестовая ткань) и др.

Смальта — (нем. Smalte или Schmalte от schmelzen — плавить) — цветное непрозрачное стекло, изготавливаемое путём сваривания стекла с солями и оксидами металлов, придающими стекловидной массе самую различную окраску; в прошлом Смальтой называлось синее стекло, окрашенное солями кобальта; маленькие кубики Смальты (5×5×5 см) служат мозаичными вкладками очень древнего искусства (мозаики); Смальта находит широкое применение и в современном декоре крупных общественных сооружений (например, станции московского метрополитена).

Смывки — жидкости, изготовленные на основе смеси органических растворителей; предназначаются для удаления отвердевших красочных плёнок.

Собор — особый статус христианского храма, присваиваемый обычно по причине какого-то особенного его положения. Например, собором считается храм кафедральный, то есть главный в округе или регионе, где имеется епископская кафедра и где обычно служит епископ. Также собором называется главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо (патриарх, архиепископ и др.). Архитектура собора обычно отличается монументальностью форм, отражает основные тенденции господствующего архитектурного стиля. В городе бывает несколько соборов.

Солея (среднегреч. σολεα, от лат. solium — престол) — возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом в христианском храме. Кроме того сам алтарь находится на возвышении и таким образом солея является как бы продолжением алтаря наружу. Со стороны средней части храма солея обычно ограждена невысокой решёткой. В Русской Православной Церкви выдающаяся часть солеи перед Царскими вратами называется амвоном. На концах солеи располагаются клиросы. Солея служит как бы просцениумом для богослужения.

Солнцезащитные устройства — средства защиты от избыточного количества солнечных лучей (неблагоприятной инсоляции); ими служат специальные архитектурно-конструктивные устройства в виде решётчатых экранов на балконах и лоджиях, подъёмных и раздвижных жалюзи, козырьков над окнами, специальных солнцезащитных стёкол и др.

Софит (от итал. soffitto — потолок) — обращенная книзу поверхность потолочной балки, арки, выносного карниза и других деталей, часто декоративно обработанная.

Сруб. Стопа — стены рублёного деревянного сооружения, собранные из обработанных брёвен. Брёвна укладываются одно на другое («в клеть»), а в углах соединяются «в обло», «в лапу» и другими соединениями. Срубами в России были избы, бани, прясла и башни деревянных кремлей и прочие сооружения деревянного зодчества. См. РУБКА УГЛОВ.

Сталактиты (от греч. stalactos – «натекшие по капле») – декоративные призматические формы, расположенные нависающими друг над другом рядами на сводах ниш, тромпах, карнизах и т.д. Сталактиты облегчают переход от квадратного плана к сферическому. В основном применяется в архитектуре стран Ближнего и Среднего Востока.

Стальные конструкции — конструкции, элементы которых изготавливают из сталей различных марок; используются в качестве несущих конструкций зданий и сооружений, главным образом при больших пролётах и высотах; широкое применение находят в строительстве промышленных зданий, мостостроении, при сооружении башен, антенных вышек, опор канатных дорог и др.

Стекло — строительное — используется для остекления световых проёмов, устройства перегородок, облицовки и др.; виды выпускаемого Стекла и строительных изделий из него зависят от назначения: оконное листовое (остекление окон, световых фонарей, лестничных клеток и др.); витринное; декоративное (остекление дверей, перегородок общественных зданий и др.); матовое стекло (остекление санузлов, перегородок медицинских учреждений и др.). Для облицовки используются разнообразные декоративные плитки из Стекла (коврово-мозаичные, плиты, покрытые с одной стороны керамическими красками, плитки эмалированные различной цветовой гаммы и др.). Стекло является исходным компонентом ряда строительных изделий и материалов (см. Стеклопакет, Стеклоблок, Стекло ячеистое и др).

Стела — (греч. στήλη, stēlē — столб) — каменный, мраморный или деревянный столб с высеченными на ней текстами или изображениями. Устанавливается в качестве погребального или памятного знака, в знак важных общественных событий или в память отдельных лиц, а также в качестве пограничных отметок.

Стены здания — конструктивная часть здания, выполняющая несущие и ограждающие функции; подразделяются на наружные и внутренние. К Стенам предъявляются требования прочности и долговечности. Наружные Стены должны отвечать ещё теплотехническим, а внутренние — звукоизоляционным требованиям; по характеру строительного производства Стены могут быть разделены на сборные (крупнопанельное и крупноблочное строительство) и возводимые методом ручной кладки, а по конструктивной работе — на несущие (несут свою собственную массу и нагрузки от перекрытий и покрытия зданий) и ненесущие (нагруженные лишь собственной массой).

Стереобат (греч. στερεοβατες) — в античной архитектуре цоколь храма или колоннады. Или же искусственная площадка, поднимающая основание здания над уровнем городской площади. В древнегреческом зодчестве стереобат обычно состоял из трех ступеней, верхняя из которых (или только ее поверхность) называется стилобатом.

Стилизация в архитектуре — подражание художественному направлению (стилю) прошлого, что, часто в угоду моде, проявляется в заимствовании внешних декоративно-изобразительных форм, не соответствующих более современным функциям и конструкциям произведений зодчества; проявление такого рода формалистических тенденций проявлялось в русле романтических течений архитектуры.

Стилобат (греч. στυλοβάτης) — в античной архитектуре верхняя поверхность ступенчатого цоколя (стереобата) древнегреческого храма, на которой сооружалась колоннада. Иногда стилобатом называют всю верхнюю ступень стереобата; в более позднем словоупотреблении — трехступенчатый цоколь древнегреческого храма. В современной архитектуре — верхняя часть ступенчатого цоколя здания, или общий цокольный этаж, объединяющий несколько зданий.

Стиль в архитектуре — входит в общее понятие стиля как художественного мировоззрения, охватывающего все стороны искусства и культуры общества в определённых условиях его социального и экономического развития. В области архитектуры, представляющей одну из сфер материального производства, Стиль выступает как единство идейно-художественного, функционального и конструктивного содержания. В процессе исторического развития у разных народов и в разных странах мира менялись представления о красоте и художественной гармонии, возникали потребности в новых типах зданий, развивались более прогрессивные методы строительства, что в совокупности приводило к замене прежних форм и средств художественного мастерства новыми, к смене архитектурных стилей (ср. готику и последовавшую за ней архитектуру Возрождения). Понятие Стиля в архитектуре чрезвычайно ёмко: возникая на базе конкретной идеологии, отвечая реальным социальным запросам общества, архитектура формируется в соответствии с развитием его производительных сил, внося слитность художественных форм и конструкций в объёмно-пространственное построение зданий и сооружений. Современный архитектурный стиль варабатывается в условиях всё более высоких технических возможностей строительной индустрии, новых строительных материалов и конструкций, определяющих тектонический и пластический строй произведений архитектуры.

Стойка — столб, колонна и т. п., служащие опорой балкам, перекрытию и работающие на центральное и внецентренное сжатие.

Стойкость материала — способность строительных материалов противостоять неблагоприятным воздействиям мороза (морозостойкость), излишне высоких температур (огнеупорность), влаги (влагостойкость), микроорганизмов (биостойкость), различного рода агрессивных химических веществ (щёлочестойкость, кислотостойкость) и др.

Столярные изделия — строительные изделия и детали из древесины в виде оконных переплётов, дверей, фрамуг, подоконных досок, плинтусов, встроенной мебели, панелей и других элементов оборудования зданий и сооружений, большая часть которых изготавливается на механизированных деревообделочных комбинатах, на заводах деревянных столярных изделий, в специализированных мастерских.

Столярные работы — работы, связанные с изготовлением столярных изделий и деталей (обработка древесины, склеивание, сборка и отделка); виды работ подразделяются на белодеревные (изготовление изделий, подвергающихся простейшей окраске и лакировке, как, например, дверные или оконные переплеты) и краснодеревные (изготовление изделий из древесины с использованием фанерования, требующего лакировки и полировки, например, мебели).

Стояк — вертикальный трубопровод внутри жилого дома, общественного или производственного здания, который проходит через все этажи и предназначен для подачи воды (или газа) через ответвления к водоразборным (газовым) приборам, пожарным кранам, а также для сточных вод, поступающих от санитарных приборов и иных приёмников.

Стрельня — башня в древнерусском крепостном зодчестве.

Стретчинг — способ натяжения коврового покрытия, при котором ковролин укладывается на укрепленные вдоль стен узкие рейки с двумя рядами вбитых под углом гвоздей и натягивается с помощью специальных инструментов.

Строительство — отрасль материального производства, в которой создаются основные фонды производственного и непроизводственного назначения: готовые к эксплуатации здания, сооружения и их комплексы.

Строительные изделия — железобетонные панели, плиты, балки, дверные и оконные блоки и тому подобные детали и элементы заводского изготовления, монтируемые на месте строительства.

Строительные работы — производственная и хозяйственная деятельность, направленная на возведение, ремонт, реконструкцию зданий и сооружений.

Строительный материал — материал, предназначенный для создания строительных конструкций зданий и сооружений, а также изготовления строительных изделий.

Строительные машины — машины, применяемые в строительном производстве. В зависимости от рода выполняемых работ делятся на группы: подготовительные (кусторезы, корчеватели, рыхлители); землеройные (экскаваторы, землеройно-транспортные машины и машины для гидромеханизации земляных работ); уплотняющие (катки статического и вибрационного действия, трамбующие и виброуплотняющие машины); буровые (ударно-канатного, вращательного и пневмоударного бурения); сваебойное оборудование (свайные молоты; вибропогружатели); подъёмно-транспортные (подъёмные краны, лебёдки, домкраты); дорожно-строительные (бетоноукладчики и др.); дробильно-сортировочное оборудование (дробилки, грохоты); смесители (бетоносмесители, растворосмесители); отделочные машины для штукатурных, малярных работ, отделки полов (пескоструйные аппараты, шлифовально-затирочные машины); ручные машины (пилы, рубанки).

Строительные нормы и правила (СНиП) — свод основных общеобязательных нормативных документов, применяемых в строительстве. СНиП — основной рабочий документ для проектировщиков, строителей и монтажников, состоящий из четырех частей: I — Общие положения; II — Нормы проектирования; III — Правила производства и приёмки работ; IV — Сметные нормы и правила (с приложением сборников сметных норм).

Строительный раствор — смешанные в определенной пропорции цемент/известь/гипс, песок и вода. Строительный раствор используется при возведении каменной (кирпичной) кладки, отделочных работах в качестве связующего. Строительный раствор подразделяется: по виду вяжущих на цементный, известковый, гипсовый и сложный; по назначению – на кладочный, отделочный и специальный.

Строительный ручной инструмент — инструмент для выполнения отдельных видов строительных работ (кельмы, шпатели, валики малярные, молотки слесарные, долота, стамески, рубанки, фуганки и др.); а также для необходимых измерений в процессе строительства (отвесы, рулетки, уровни и др.); номенклатура ручных инструментов чрезвычайно широка.

Стропила — несущие конструкции скатной кровли. Стропила состоят из наклонных стропильных ног, вертикальных стоек и наклонных подкосов

Поделиться записью

Оставить комментарий

Your email is safe with us.