Share

З

З

Забутовка — (забутка) — заполнение промежутка между внутренней и внешней оболочками стены камнем, щебнем, битым кирпичом и др. на растворе.

Заворина — разновидность засова, представляющая собой перекладину, как правило, деревянную. Завориной изнутри закладываются ворота.

Закомара — (от др.рус. комара — свод) – полукруглое или килевидное завершение участка стены, по очертанию соответствующее форме внутреннего свода, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод. В зависимости от количества сводов фасад здания имеет несколько закомар.

Зальный храм — вытянутый в плане храм с нефами равной высоты, либо с несколько более высоким (но без окон) средним нефом (т.н. псевдобазилика), а также однонефный храм без трансепта. Типичны готические северо-немецкие, чешские и польские зальные храмы XIII — нач. XVI вв. (костел девы Марии в Гданьске).

Замковый камень, замок (зам`ок) — клинообразный камень или кирпич в вершине свода или арки. Часто имеет орнаментальную или скульптурную обработку. Иногда превращается в декоративную деталь, украшающую арки и плоские перемычки.

Замедлители схватывания растворов — искусственные или естественные добавки (животный клей, сульфитно-спиртовая барда, мылонафт, известь гашёная и др.), вводимые в состав строительных растворов с целью замедления процесса их схватывания.

Замок (з`амок) — укрепленное жилище феодала. Ранние замки имели суровый облик благодаря глухим мощным стенам, рассчитанным на длительную оборону. С переходом к тактике активной обороны на стенах и башнях появляются машикули для навесной стрельбы. В XIII — XVI вв. замки превращаются в сложные комплексы оборонительных, жилых, культовых и хозяйственных сооружений, образующие целостные ансамбли. Их облик обогащается аркадными галереями (главным образом во внутренних дворах), эркерами, многообразными башнями с нарядными завершениями. С развитием артиллерии замок утрачивает значение крепости, в его композиции главную роль начинает играть дворцовое здание. Признаки замковой архитектуры сохраняются, но отделка башен, зубчатых стен с бойницами приобретает все более декоративный характер. В дальнейшем замки вытесняются городскими и загородными дворцово-парковыми комплексами.

Заплот, заплотная ограда — забор, представляющий собой сплошную деревянную ограду из бревен или теса.

Заполнители — для бетонов и растворов — природные или искусственные материалы, составляющие основную (до 85% по массе) часть бетонов. Различают Заполнители для изготовления обыкновенных (тяжёлых) бетонов (тяжёлые Заполнители) и лёгких бетонов (пористые Заполнители). В зависимости от крупности зёрен тяжёлые Заполнители делятся на мелкие (природные, главным образом кварцевые, и дроблёные пески с крупностью зёрен от 0,14 до 5 мм) и крупные (гравий или щебень из горных пород с размером зёрен от 5 до 70 мм). Для растворов, как правило, используется только песок: для каменной кладки (крупностью до 5 мм), в штукатурных растворах, для нижних слоёв штукатурки (крупностью до 2,5 мм), для верхнего отделочного слоя (до 1,2 мм); для декоративных цветных штукатурок иногда применяют более крупный (3—5 мм). Пористые Заполнители — природные и искусственные пористые каменные материалы с зёрнами до 5 мм (мелкие Заполнители) и до 40 мм (крупные Заполнители). Природные Заполнители получают дроблением пористых пород (пемза, туф, пористые известняки и др.). Искусственные Заполнители (керамзит, вспученные перлит и вермикулит, аглопорит) изготавливаются путём обжига вспучивающихся пород либо из отходов промышленности. В специальных растворах (используемых для защиты от рентгеновских лучей и с целью гашения распространяемого шума) в качестве Заполнителя используют свинцовый или чугунный щебень, древесные опилки и др.

Звонница — надстроенное на стене храма или установленное рядом с ним сооружение с проемами для подвешивания колоколов. Виды звонниц:
стенообразные — в виде стены с проемами
столпообразные — башенные сооружения с многоранным (как правило, в русской архитектуре, — восьмигранным, реже — девятигранным) основанием с проемами для колоколов в верхнем ярусе. В нижних ярусах часто располагается церковь палатного типа — прямоугольный в плане объем с крытой сводчатой аркадой, опоры которой расположены по периметру стен.

Звукоизоляция — комплекс мероприятий по снижению уровня шума, проникающего в помещение извне, учитывается на стадии проектирования (правильная планировка здания, комплексная защита помещений от внутренних и наружных шумов, рациональность ограждающих конструкций). Количественная мера Звукоизоляции ограждающих конструкций, выражаемая в децибелах, называется звукоизолирующей способностью.
Звукоизоляционные конструкции — конструкции, обладающие благоприятными акустическими свойствами. Звукоизоляционные конструкции бывают однородные стеновые, состоящие из одного материала, либо жёстко связанных между собой нескольких разнородных материалов (например, оштукатуренная с двух сторон кирпичная стена), и раздельные — со сплошной воздушной прослойкой или слоистые, состоящие из слоёв материалов, резко различающихся по своим физическим свойствам. Для повышения звукоизоляции перекрытий используются конструкции раздельного типа со сплошной воздушной прослойкой либо перекрытия с подвесными потолками.
Звукоизоляционные материалы — материалы, используемые в конструкциях междуэтажных перекрытий, во внутренних стенах и перегородках. Звукоизоляционные материалы изготавливают из искусственных волокон (минераловатные и стекловолокнистые рулоны и плиты), а также из эластичных газонаполненных пластмасс (пенополиуретан, пенополивинилхлорид и др.). В ряде случаев для звукоизоляции применяют штучные прокладки из литой или губчатой резины.
Звукопоглощающие материалы — материалы для внутренней облицовки с целью увеличения общего звукопоглощения в помещениях (театральные залы, киностудии, промышленные цехи и т.д.). Ими являются древесно-волокнистые плиты, в том числе дырчатые, специальные штукатурки, бетонные плиты (пористые с открытыми порами), дырчатые щиты с прослойкой из минеральной ваты, ткани и др.

Зиккурат (аккадск.) — в архитектуре Древней Месопотамии культовая ярусная башня. Зиккураты имели 3—7 ярусов в форме усеченных пирамид или параллелепипедов из кирпича-сырца, соединявшихся лестницами и пологими подъемами — пандусами.

Золотое сечение — золотое сечение издревле используется при нахождении максимально уравновешенных пропорций между архитектурными частями зданий или частями архитектурных сооружений. Принцип Золотого сечения заключается в следующем: деление целого на две неравные части пропорционально в том случае, когда меньшая часть — «минор» (примерно 38%), относится к большей части – «мажор» (примерно 62%), так, как большая («мажор») к целому и наоборот.

Зоофор — (гр. зофор) — 1) полоса скульптурного рельефа с изображением живых существ, растений, орнамента; 2) фриз ионического или коринфского ордера.

Зубцы — завершение стен древних и средневековых крепостей, городских ратуш, феодальных замков, отдельных башен и т.п.; применялись с целью прикрытия с наружной стороны галереи для защитников, а также в качестве декора; боевые прорези на Зубцах и просвет между Зубцами (промежки — русское название XVII в.) служили бойницами верхнего боя. Характерным примером завершения крепостных стен Зубцами является Московский Кремль с его башнями.

Поделиться записью

Оставить комментарий

Your email is safe with us.